• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука управлять сложностью

 

Знания, которые дают на англоязычной магистерской программе НИУ ВШЭ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», позволяют запускать новые цепочки добавленной стоимости, создавать наукоемкие бизнесы, открывать новые рынки, в общем, силой науки менять реальность. Какие знания необходимы, чтобы попасть на эту программу и взять из учебы максимум, абитуриентам рассказали во время дня открытых дверей.


Молодой исследовательский университет мирового уровня
Магистерская программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» для Вышки относительно новая — ей всего четыре года. Сама Вышка недавно вошла в топ-50 университетов «поколения Y» (основанных с 1986 по 1999 год), отметил первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ  Леонид Гохберг. Возглавляющий Международный академический совет данной магистерской программы профессор  Николас Вонортас из Центра международной научно-технической политики Университета Джорджа Вашингтона (США) такое высокое внешнее признание Вышки одним из лучших молодых университетов мира считает знаковым — на фоне того, что в одном только Китае в последние десятилетия появились сотни вузов. С этой новой оценкой Times Higher Education Вышка занимает среди российских университетов наибольшее количество верхних позиций в мировых рейтингах по профильным для себя предметам (социология, экономика и наукометрия, политика и международные отношения и др.).

Science is in the air

С момента основания Высшая школа экономики развивалась как центр научных исследований, и сейчас по их объему входит в тройку лидеров среди российских вузов. Как подчеркнул Леонид Гохберг, отвечающий за научно-исследовательскую и инновационную деятельность ВШЭ, это самым непосредственным образом касается учащихся Вышки. Интересующиеся наукой студенты могут реализовать себя на этом поприще с самых первых дней учебы. Для этого предусмотрена масса сервисов и бонусов, начиная от доступа к самой большой электронной библиотеке, скидок на обучение на платных местах и заканчивая широкими возможностями участия в летних и зимних школах, выбора элективных курсов на разных факультетах, обучения по программам двойных дипломов и др.

Исследовательская составляющая является принципиальной, «институциональной» особенностью магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий, инноваций», образованной не при факультете Вышки, а на базе ее крупнейшего исследовательского подразделения, которое, к тому же, изучает науку. На программе преподают активные ученые, и передают знания «не по чужим учебникам», а с переднего края исследований.

Фокус на исследованиях, цели и профиль обучения, по словам профессора Николаса Вонортаса, сближают магистратуру ИСИЭЗ с самой первой программой в области научно-технической политики, запущенной в 1968 году в Университете Джорджа Вашингтона на грант НАСА. Эта программа стала ответом на запрос американского правительства (и косвенной реакцией на успехи советской науки, в частности, запуск первого спутника) стимулировать национальные разработки в космической отрасли.

В течение многих лет ИСИЭЗ НИУ ВШЭ поддерживает партнерские отношения с международными организациями, такими как ОЭСР, Евростат, ЮНИДО, ЮНЕСКО, его ведущие специалисты участвуют в рабочих группах перечисленных и целого ряда других организаций. Это позволяет не только следить за новациями в научно-технической политике, но и участвовать в формировании ее глобальной повестки. Подключение к исследовательским проектам международных «фабрик мысли», в частности ОЭСР, является одним из вариантов стажировки или практики студентов магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий, инноваций» — наряду с возможностью опробовать свои силы в органах власти, институтах развития или в крупных компаниях.

Программа предусматривает два вида международной студенческой мобильности,о них рассказал академический директор программы  Дирк Майснер. Во-первых, ребята могут первый год учебы провести либо в Техническом университете Берлина (Германия), либо в Университете Маастрихта (Нидерланды), а второй год — в Вышке, и получить дипломы сразу двух университетов. Второй вариант — участие в программах обмена: в течение 1-2 модулей можно пройти обучение в одном из четырех партнерских вузов программы: Университете Маастрихта, Сеульском национальном университете (Республика Корея), Ближневосточном техническом университете Анкары (Турция) или Университете Бремена (Германия).

Выпускница программы  Елена Кызынгашева, ныне сотрудница Роспатента, смогла по-настоящему оценить качество обучения на программе и ее соответствие международным стандартам, съездив по программе обмена в Сеул: «Диалог об инновациях перенесся в другую часть света, и мы смогли не только понимать, о чем идет речь, но и принимать участие в этом диалоге, став там одними из лучших студентов».

Международный вектор программы с каждым годом усиливается и, возможно, по этой причине она привлекает все больше иностранных студентов: по итогам приемной кампании-2016 конкурс среди иностранных абитуриентов составил 5,1 человек на место.

Уникальные компетенции, значимые для работы в бизнесе и власти

Для эффективного применения инструментов политики в области науки, технологий и инноваций необходимы знания о функционировании государственного и частного секторов, в том числе в кооперации друг с другом. Студенты магистратуры ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучают дисциплины, соответствующие одновременно профилям  Public Policy  и  Innovation Management. Такой формат магистерской программы уникален для России и других стран, поскольку традиционно в зарубежных вузах разделяют  менеджмент инноваций  (карьерный трек в бизнесе) и  государственное управление в сфере науки  (фокус на работе в органах власти).

Возможности приложения приобретенных компетенций на работе в госорганах проиллюстрировал директор департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России  Артем Шадрин  на примере двух проектов, которые министерство реализует совместно с Вышкой в формате проектного офиса — по поддержке инновационных кластеров-лидеров и технологических «газелей» (быстрорастущих высокотехнологичных компаний). Он описал интересные задачи по «достраиванию» и доведению инструментов поддержки различных субъектов инновационной системы в соответствии с их реальными потребностями. «Если вы выберете магистратуру ИСИЭЗ, у вас появится возможность работать в науке, в бизнесе, на государство, на федеральные министерства, региональные институты власти», сказал Артем Шадрин.

Леонид Соркин, вице-президент по работе с государственными структурами и председатель совета директоров Honeywell в России, возглавляющий в Московском физико-техническом институте базовую кафедру «Техническая кибернетика», считает менеджмент в сфере технологий и инноваций в России «задачей архивостребованной». Он напомнил историю про электрическую лампочку, создание которой вызвало дискуссии о приоритете российского и американского изобретателей: «Первым лампочку изобрел Яблочков. Но он не был инноватором. Эдисон довел лампочку до 100 000 млн потребителей, выстроил бизнес. Доведение технологий до бизнеса, до потребителя, умение преодолеть вот этот разрыв между научным достижением и рыночной потребностью — это и есть инновации». Леонид Соркин рекомендовал будущим студентам магистратуры ИСИЭЗ вынести из программы, «кроме изучения достойных предметов», максимум практической пользы: «Находясь в одном из лучших университетов страны, можно в течение этих двух лет пытаться самостоятельно заниматься менеджментом в сфере инноваций» и, к примеру, начать собственный наукоемкий, высокотехнологичный сервис.

Нестандартные карьерные траектории

Программа считается одной из самых междисциплинарных в Вышке. В одной группе могут учиться экономист и химик, физик и социолог, врач и музыкант. Все успешно проходят курсы по экономике, менеджменту, основам бизнеса и госуправления, управлению человеческими ресурсами, технологиями и т. д. Освоение столь разных дисциплин поначалу кажется сложным, но в итоге студенты научаются быстро погружаться в новые темы, находить информацию, отбрасывая лишнее, анализировать тренды, строить прогнозы. Приобретенные в магистратуре навыки системности и структурированности мышления каждый день помогают в работе, говорит выпускница  Ольга Нехайчик, сейчас менеджер по развитию продуктов и услуг в МТС.

Сфера науки, технологий и инноваций — основной драйвер изменений как в экономике, так и в социальной жизни. Программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» оказывается мощным источником перемен и «больших вызовов» и для самих студентов. Как отмечает  Павел Бахтин, который и до поступления на программу был стажером в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, и после магистратуры остался работать в нем, «нет единого паттерна, как сложится жизнь после учебы. Приобретение уникальных для нашей страны компетенций позволяет управлять сложными системами и добиться гораздо большего, чем если пытаться конкурировать в среде, уже изведанной, проверенной, понятной. И это индивидуальный вопрос для каждого человека, готов ли он идти по нестандартному пути». Сам Павел работает научным сотрудником Форсайт-центра, занимается развитием системы анализа больших данных в целях поддержки принятия управленческих решений и прогнозных проектов.

Выпускник программы  Джошуа Леви  подчеркивает: преподаватели ответственны за те знания, которые дают студентам, но правильно ими распорядиться и «продвинуть себя» в силах лишь сами студенты.  Алена Протасова после окончания программы сама создала «профессию мечты» и, доказав работодателям, что «достойна ответственности», развивает предпринимательскую среду и инновационную экосистему в казанском Иннополисе.

Несмотря на разные карьерные треки, выпускники сходятся в одном — магистерская программа дает много возможностей для раскрытия профессионального и личностного потенциала. Первый проректор Вышки Леонид Гохберг предупреждает абитуриентов: «Учиться на программе непросто, но вы выйдете в совершенно новом качестве». По словам Павла Бахтина, сложность обучения вполне адекватная: «У нас 90% студентов работали, при этом успевали посещать все лекции-семинары и выполнять задания. Свободного времени много ни у кого не было. Если его четко распределять, проблем не возникнет».

Больше фотографий в альбоме на Flickr