• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Чулок: «Выбор будущей профессии — это многоходовка»

Успешное самоопределение зависит от широкого, буквально глобального, взгляда на мир и внимания к развитию науки и технологий. Как заметить зарождающиеся рынки и сформировать портфель компетенций, анализируя глобальные технологические тренды, рассказал замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок гостям Московского дня профориентации и карьеры, прошедшего 17 февраля на ВДНХ.

«Примите как данность, — обратился Александр учащимся выпускных классов школ и абитуриентам: — вы отвечаете за то, что будет происходить с вашим будущим. Не родители, которые вас сюда привели, не кто-то еще, а вы лично». Эксперт посоветовал не откладывать формирование будущего, начать его моделировать уже сегодня, далее каждый день сверяя свои действия с желаемой картиной, или же дорожной картой личного развития.

Дорожная карта личного развития

«Кем вы хотите быть через 5 лет, сколько денег зарабатывать, какими навыками обладать? А теперь подумайте обратным ходом, с чего нужно начать уже сегодня, чтобы прийти к этим целям завтра. Возьмите лист А4 и нарисуйте дорожную карту хотя бы на ближайшие 5 лет, выделите в ней несколько слоев, по которым вы хотели бы развиваться с точки зрения карьеры, личностного роста, положения в обществе».

Профессию нельзя выбрать в один ход, по принципу «сейчас развивается IT, пойду-ка я на факультет больших данных». Путь в будущее — не один шаг, а сложная система взаимосвязанных действий.  «Научитесь выстраивать многоходовки, — призвал Александр. — В нашем институте изучают глобальные технологические тренды, оценивают, какие последствия они несут для экономики страны и ее отдельных секторов. Вы тоже замечайте, какие тренды для вас могут обернуться угрозами, а какие, наоборот, возможностями». «Если захотите создавать сложные финансовые системы, то IT определенно будет в помощь. А если соберетесь стать бухгалтером, то бурное развитие современных технологий точно будет для вас большой угрозой. Те же алгоритмы и большие данные надо изучать не просто из желания программировать и анализировать, а четко понимая, для чего это знание, на какие рынки с ним можно выйти в будущем», — резюмировал спикер.

«Нарисовав дорожную карту, начинайте ее постепенно, шаг за шагом, воплощать в жизнь. Вот слой “карьера”. Вы решили через 5 лет зарабатывать такую-то сумму, думаете стать руководителем небольшой фирмы по 3D-принтерам или по интеллектуальному дизайну виртуальных систем. Какие компетенции вы должны для этого освоить?» — Александр сделал особый акцент на том, что надо говорить не о профессиях будущего, а о компетенциях, или портфеле навыков, которые будут востребованными в рамках намеченного профиля деятельности.

Вне зависимости от выбранной специализации Александр рекомендовал слушателям взять на вооружение три ключевых навыка, которые точно понадобятся в будущем. «Первое — умение мыслить системно, смотреть на проблему в комплексе и незашоренно. Вы еще можете это делать, — подбодрил аудиторию спикер. — Второе — это умение решать проблему “под ключ”, а не делать что-то одно, маленькое. Любимое выражение — “К пуговицам есть претензии? — Нет. А то, что костюм плохо сидит, — это не мои проблемы”. Итак, если задумаете создать фирму, пусть она делает полный цикл продукции, или полный цикл исследований, а не какие-то элементы цепочки создания добавленной стоимости (потому что цепочки сейчас меняются очень быстро, мы видим, как вымываются целые звенья, например, ритейл). Наконец, третье — умение быстро адаптироваться, не говорить “ну я же это учил два года назад, почему сейчас это уже устарело?” — А потому что мир меняется очень быстро».

Технологии-«убийцы»

Некоторые направления развития технологий являются межплатформенными, пересекают все остальные  и особенно радикально меняют облик будущего (это, например, информационно-коммуникационные технологии, передовые производственные технологии, энергетика, транспорт). «Я говорил про 3D-принтеры. А кто-нибудь слышал про молекулярную самосборку? Нет? А зря, — посетовал лектор. — Потому что 3D-принтеры — это только маленькая часть большого класса технологий. Есть технология-убийца аддитивных технологий — молекулярная самосборка — создание новых материалов на мельчайшем уровне. Подумайте об этом, иначе потом можете сожалеть, что вовремя не стали изучать графен или не инвестировали в разработки на его основе».

Мы все хотим быть независимыми

«Сколько времени вы потратили, чтобы добраться сюда? — обратился к юной аудитории лектор. — Где-то час, правильно? Сколько времени вы, родители, тратите на дорогу на работу? Тоже минимум час. И ежедневно целых два часа жизни уходят на передвижение. А теперь представьте себе, что за это же время вы могли бы доехать, например, до Байкала или до Санкт-Петербурга. Мы хотим быть независимыми. А можно ли в будущем быть независимым с точки зрения транспорта? или с точки зрения энергетики?»

Благодаря уже хорошо известной технологии Hyperloop грузы смогут перемещать со скоростью тысячи километров в час. «В позапрошлом столетии многие смеялись, когда им рассказывали, что поезда могут двигаться со скоростью 70 км/ч. Было очень много исследований медицинских, которые говорили о том, что человека разорвет при такой скорости. Сейчас вы улыбаетесь, когда я вам говорю про скорости 1000 км/ч, — заметил реакцию аудитории лектор. — Представьте себе, что новые транспортные системы поменяют ваше представление о географии. Пространство сожмется. Хотите на выходные в другую страну съездить? Час туда, час обратно — пожалуйста. Хотите работать на Байкале, каждый день туда-обратно — не вопрос. В вашем будущем будет совершенно другая конкуренция как за кадры, так и за компании. 40 минут в школу — отлично, очень хорошая школа находится в Костроме, поэтому я каждый день туда езжу. Это совершенно другой подход и в ближайшее время, надеюсь, он точно будет реализован. Это транспортная доступность всех регионов».

В основе этой новой транспортной доступности лежат новые материалы, моделирование сложных систем, инжиниринг, понимание структуры транспортных потоков, и знание математики. «Если вы научитесь структурировать будущую реальность, если вы станет е инженерами будущего — вам точно будет место во всей этой замечательной экономике и производстве», — резюмировал лектор.

О судьбе гуманитариев и «серебряной экономике»

Гуманитарные науки тоже будут активно развиваться под действием все тех же глобальных трендов, уверен Александр Чулок: «Будет меняться общество, соответственно, все социальные науки будут пересматривать свои базовые модели, так как они основаны на быстро устаревающих базовых предпосылках. Вот  мы привыкли думать, что человек в 70-80 лет — это уже пожилой человек, правильно? Который уже не работает, вышел на пенсию. А теперь представьте себе, что у ваших бабушек и дедушек энергии и креатива будет побольше, чем у вас, опыта — в 4 раза больше, здоровья — столько же, как и у вас, а финансовых запросов гораздо меньше, потому что они успели за это время достаточно много чего накопить. Благодаря новым технологиям они будут интегрированы в рабочие процессы. Я говорю не столько про текущее поколение, а про поколение, с которым вы столкнетесь. И вот люди в 70-80 лет будут конкурировать за рабочие места с молодежью, которая только что выпустилась из институтов. Почувствуйте себя в этой конкуренции. Не очень комфортно на самом деле. Поэтому гуманитариям точно будет что поизучать».

Вопрос «ЗАЧЕМ?»

В серии вопросов-ответов обозначился еще один важный навык, который Александр посоветовал ребятам оттачивать ежедневно, — умение чаще задавать себе вопрос «а зачем?» и смотреть, что дальше из этого будет: «Вот вам говорят “нужно это учить” — да, нужно, а зачем? Каждый день задавайте себе вопрос — “чему я сегодня научился и что сделал такого полезного, что позволит мне продвинуться к тому облику будущего, который я себе нарисовал?”». Лектор несколько раз предупредил, что в дорожную карту будущего необходимо вносить изменения и апдейты планов: «Будущее настолько интересно, многообразно и вариативно, угадать его будет невозможно. Но умение приспособиться, постоянно думать об этом вы точно сможете. Попробуйте сделать вот такую вещь: выписать на бумагу тех людей или перечень тех организаций, которые с вашей точки зрения смогут повлиять на вашу успешность в ближайшие 5 лет. Я вам рассказывал про глобальные тренды и рынки. У вас, надеюсь, уже наверняка есть какие-то представления о том, кем бы вы хотели быть, или точно есть представление о том, кем бы вы не хотели быть, правильно? Давайте пойдем от обратного —  подумаем, а кто может повлиять на ваш успех? Может, это ваши родители, может быть, это ваши преподаватели. Может быть, сейчас вы прогуливаете физику или химию, а прочитав прогноз (например, Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года), вы поймете, что вы не сможете быть успешным айтишником без приложения к этому сложного моделирования молекул. И вы сразу зауважаете вашего химика и перестанете прогуливать его предмет, начнете задавать ему каверзные вопросы — а знает ли он про компьютерное моделирование или нет, а знает ли он про все свойства графена? Попробуйте воспринять и пропустить сквозь призму дорожной карты ваше текущее поведение, ваш обычный график. И сделайте это привычкой если не каждодневной, но хотя бы еженедельной. И тогда у вас выработаются замечательные компетенции —  задавать каверзные вопросы, в первую очередь, себе».

Как сказал Александр Чулок в завершение лекции, «легко говорить о прошлом, о том, что уже произошло. Чуть сложнее, но, тем не менее, можно говорить о будущем — пока в нем не окажемся, мы не знаем, каким оно будет, но можем попытаться сформировать его таким, каким мы его видим. Самое сложное — начать действовать сейчас. Начните действовать прямо сегодня».

Записала Ирина Агапова