Александр Чулок: «Компетенции надо рассматривать как динамические портфели, которые должны постоянно обновляться»
Замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок в декабре прочел для ведущих сотрудников компании «Ростелеком» лекцию о подходах к исследованию будущего, инструментах научно-технологического прогнозирования, мониторинге глобальных трендов и новых компетенциях. В последовавшей дискуссии участники рассмотрели возможности для сотрудничества двух организаций.
Представляя спикера перед аудиторией, директор Центра стратегических инноваций «Ростелекома» Борис Глазков отметил, что в компании внимательно изучают результаты форсайт-исследований Вышки, в частности Прогноз научно-технологического развития РФ на период до 2030 года, и настроены на совместную работу. «Честно скажу, что мы читали прогноз вдоль и поперек, — сказал Борис Глазков. — Мне кажется, что данное направление открывает возможности для широкого сотрудничества наших организаций».
Мир ждет перемен и точных прогнозов
Даже самые внимательные к своему делу специалисты нередко ошибочно представляют перспективы его развития. Например, в начале ХХ века в «Мерседес-Бенц» предсказывали, что мировой рынок автомобилей составит всего 5 тысяч единиц из-за нехватки шоферов. Телефон не считали серьезным средством коммуникации из-за его начальных недостатков. Билл Гейтс полагал, что проблема спама будет решена за два года. На приведенных примерах Александр Чулок продемонстрировал типичные ошибки несостоявшихся прогнозов, а именно: недоучет предложения со стороны науки, недооценку динамики спроса и меняющихся потребностей потребителей, а также недостаточное внимание к инновационной инфраструктуре.
Мир стоит на пороге новой технологической революции, и опять компании, которые не сумеют адаптироваться к резким изменениям, «сметет» со всех рынков. Если уже сейчас беспилотные автомобили, шеринг-экономика, «интернет вещей» и прочие прорывные технологии определяют картину дня в настоящем весьма значительным образом, трансформируют представления о будущем, то на горизонте 2025–2030 гг. наша повседневная жизнь изменится еще более радикально, когда получат широкое распространение разработки для «умного» сельского хозяйства, 3D-печать, интерфейс «мозг—компьютер» и другие подобные.
Смена базовых предпосылок
Появление новых технологий включает новые цепочки создания добавленной стоимости, приводит к смене базовых предпосылок, новым трендам, в том числе социальным. Например, уже очевидно, как на смену «экономике знаний» приходит «экономика действий», для которой становится важным уметь решать неструктурированные задачи «под ключ» в условиях неопределенности.
Другой тренд, который все более отчетливо проявляется, — постановка потребителя в центр внимания (персонификация, персонализация услуг и товаров). Тут важно не только знать потребности и уметь обрабатывать большие массивы пользовательских данных, но еще соблюдать баланс между суверенитетом потребителя и производителя.
Факторы, которые прежде считались условно постоянными и поэтому не интегрировались в функцию принятия решений (например, изменение климата, трансформация общества), сейчас кардинальным образом усиливают вес в системе принятия решений.
Возрастает роль университетов, которые становятся «реакторами знаний», совмещая три составляющие: предпринимательскую, образовательную и научную.
Новые компетенции
Описанные трансформации радикальным образом перекраивают и рынок труда. Александр Чулок отметил, что половина нынешних компетенций уже через 10 лет окажутся невостребованными. На помощь человеку приходят роботы, которые, по прогнозам, способны заменить не только рутинный труд, но и деятельность высококвалифицированных специалистов. Возникает вопрос: что делать людям в этих изменяющихся условиях? Ответ во многом заключается в постоянном обучении.
«Наши компетенции — это динамические портфели, которые постоянно должны меняться, — подчеркнул эксперт. — Можно рассматривать себя как объект для прогноза и форсайта, как сложную, многофункциональную систему». Он посоветовал выделить слои личностного развития (работу, семью, положение в обществе, доход, навыки); далее определить желаемые цели по каждому направлению через пять лет; выявить, какие тренды и стейкхолдеры, вызовы и угрозы, могут влиять на продвижение к этим целям; и исходя из анализа возможностей и препятствий строить свою личную стратегию, осуществлять ее уже сегодня.
Опора компаниям
Для развития или сохранения бизнеса становится критичным умение реагировать на возникающие глобальные вызовы и стремительные перемены во внешней среде.
Как отметил Александр Чулок, «важно мыслить на несколько шагов вперед, охватывать картину в целом и уходить в детали, рассматривая в комплексе научно-технологические, экологические, политические, ценностные, социальные тренды, замечать места их пересечений и межотраслевых прорывов».
Выявлять значимые тренды позволяет разработанная в ИСИЭЗ система интеллектуального анализа больших данных, включающая огромные массивы документов: научные статьи, аналитические отчеты компаний, патенты, тексты СМИ и др. Результаты анализа big data во многом зависят от используемых алгоритмов и качества данных. Поэтому нельзя обойтись и без экспертного знания, проведения экспертных панелей, которые должны быть междисциплинарными. Самостоятельно и при этом качественно провести такие исследования будущего не под силу даже крупным компаниям. Не говоря о том, что в контур системы принятия решений о ее развитии всегда входят и стейкхолдеры из других организаций — представители власти, научных и образовательных центров, другие бизнесы. Выявить и объединить интересы разных сторон под углом возникающих вызовов может форсайт — методология формирования будущего, основанная на вовлечении всех ключевых стейкхолдеров и опирающаяся на научно обоснованные методы прогнозирования. Подходы и инструменты форсайта Александр Чулок проиллюстрировал на примере разработки прогноза научно-технологического развития РФ. Результаты этого большого многолетнего проекта с участием двух тысяч экспертов в 2014 году утвердил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
В России постепенно формируется система технологического прогнозирования на всех уровнях — федеральном, отраслевом, региональном. Развивается сеть отраслевых центров прогнозирования, в которую входят ведущие вузы и исследовательские организации. Компании тоже активно интегрируются в эти процессы, разрабатывая свои стратегии инновационного развития. Однако путь от стратегии к практике еще очень долгий: доля инновационно активных компаний в РФ за последние 10-15 лет достигла всего 10% (за рубежом — около 40-50%).
Текст: Ирина Агапова
Другие публикации:
Минсельхозу РФ предложены два сценария развития отечественного АПК (Dairynews, 09.02.2017)
Чулок Александр Александрович
Форсайт-центр: Заместитель директора центра