• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекции Марио Сервантеса о разумной специализации и открытой науке

По приглашению международной лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ 9 и 12 июля 2013 года в Высшей школе экономики выступил с лекциями старший экономист отдела страновых исследований Директората науки, технологий и промышленности ОЭСР Марио Сервантес (Mario Cervantes).

По приглашению международной лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ 9 и 12 июля 2013 года в Высшей школе экономики выступил с лекциями старший экономист отдела страновых исследований Директората науки, технологий и промышленности ОЭСР Марио Сервантес (Mario Cervantes).

Специализация разумного в регионах

В первой лекции, которая называлась «Теоретические основы стратегий разумной специализации» (“Theoretical Underpinnings for Smart Specialisation Strategies”), эксперт сфокусировался на теме выбора приоритетов для максимального развития конкурентных преимуществ региона. Следует отметить, что Марио Сервантес весьма активно и последовательно продвигает концепцию разумной специализации. Так, он представлял по ней основной доклад на апрельском семинаре по государственной политике разумной специализации регионов, организованном Институтом научно-технической политики Республики Корея (STEPI).

В начале своего выступления в НИУ ВШЭ он напомнил определение стратегии разумной специализации, данное Домиником Форе (Dominic Foray), согласно которому, это не просто доктрина стратегического планирования на уровне региона, утверждающая необходимость акцента на развитии тех или иных секторов промышленности. Это мера политики, предполагающая анализ видов деятельности и определение среди них таких, которые наиболее сильны в регионе и способствуют развитию в нем сектора исследований и разработок, а также стимулируют инновационную деятельность.

Концепция разумной специализации возникла в свете поиска решений по оптимизации региональной инновационной политики стран ЕС, оформившись из теории роста секторов экономики (sectoral growth). Первоначально она применялась с целью выделения сильных и слабых сторон инновационных систем государств Европы, определения приоритетных направлений для их финансирования, устранения фрагментации и дублирования бюджетных потоков в разных регионах ЕС. Впоследствии фокус в данной концепции сместился в сторону внедрения и использования технологий широкого применения (general purpose technologies).

Марио Сервантес выделил 11 базовых принципов разумной специализации:

1. Экономический рост и создание новых фирм (growth and entry): выход на рынок новых игроков влечет за собой диверсификацию фирм, а также их агломерацию в рамках инновационных кластеров, что в итоге стимулирует экономический рост региона.

2. Инновации: появляются в ответ на те или иные вызовы, выступающие драйвером структурных изменений в определенных отраслях экономики и сегментах рынка.

3. Специализация (в отдельных видах экономической деятельности и вокруг определенных технологических траекторий): позволяет более эффективно использовать ограниченные ресурсы, а за счет экономии от масштаба — снижать цены для потребителей.

4. Приоритезация: определение приоритетов в региональной политике осуществляется посредством использования метода «тонкой настройки», а также более совершенных инструментов оценки ситуации на конкретном рынке.

5. Открытия предпринимателей (entrepreneurial discovery): результат деятельности предпринимателей — не просто инновации (как отдельные события), а структурные изменения на рынке. При этом предприниматели уже не действуют в одиночку (как в теории Йозефа Шумпетера), а активно взаимодействуют с университетами и центрами превосходства, получая от них новые идеи, стимулируют в своих фирмах организационные и маркетинговые инновации, производят продукцию, востребованную в госсекторе (через систему госзаказа).

6. Технологии широкого применения: стимулируют улучшающие (incremental) инновации и «увязку» технологических и нетехнологических инноваций; способствуют структурным изменениям.

7. Регионы: приоритезировать инновации оптимально именно на уровне региона; следствием политики разумной специализации в регионах становится большее разнообразие (diversity) инноваций в национальной инновационной системе в целом.

8. Университеты и центры превосходства (centres of excellence): придерживаясь принципов разумной специализации, открытых инноваций и открытой науки, активно сотрудничая с инноваторами и исследователями, университеты и центры превосходства существенно повышают свою конкурентоспособность.

9. Открытость: это ключевое свойство всех акторов политики разумной специализации. Большой потенциал для территориальных кластеров и инновационных сетей имеет развитие внешних связей, а также активное взаимодействие мультинациональных и локальных малых и средних компаний по принципу «мысли глобально, действуй локально».

10. «Новая» промышленная политика: фокус политики все больше смещается от «выбора победителей» (picking winners) в сторону поддержки базовых условий, в которых действуют компании — развития конкурентной среды, оптимизации мер регулирования и инструментов финансирования.

11. Оценка: мониторинг и оценка помогают политикам избежать ошибок при определении приоритетов, а также исследовать «инновационный климат» в регионе.

Теоретическую часть своего выступления Марио Сервантес подкрепил иллюстрацией тех результатов, которых добилась Фландрия, один из регионов Бельгии, после перехода к развитию своей экономики в русле разумной специализации. Наиболее перспективные направления развития региона были выявлены с опорой на целый ряд методов.

Анализ публикационной активности по базе данных Web of Science позволил выявить области науки, в которых исследователи Фландрии показали наилучшие результаты (научная специализация): биология, клиническая и экспериментальная медицина, нейронауки и науки о поведении, технические науки.

Методом патентного анализа (по материалам Европейского патентного бюро) была оценена технологическая специализация региона. Ее определили такие области, как: текстиль и бумагоделательные машины; пищевая химия; биотехнологии.

Наконец, после анализа трендов экономических показателей, отслеживания динамики занятости, объемов продукции и экспорта по разным видам промышленного производства были выявлены области экономической специализации: производство кокса и продуктов нефтепереработки; химических веществ и химических продуктов; оборудования для радио, телевидения и связи.

В развернувшейся по итогам выступления Марио Сервантеса дискуссии были затронуты вопросы реализации политики разумной специализации в секторе высшего образования и управления городами, а также процедурные вопросы, связанные с оценкой научной и технологической специализации регионов.

Открытие науки для мира

На втором семинаре “Open Science & Open Data: Impacts on Research and Innovation” г-н Сервантес обозначил основные положения концепций открытой науки и открытых данных, коснувшись их роли в развитии инноваций.

В рамках концепции открытой науки постулируется необходимость для ученых выстраивать более тесное взаимодействие с обществом, организовывать более свободный доступ к научным публикациям. Популярность концепции растет по мере увеличения числа проблем, беспокоящих общественность, роста призывов к ученым повышать свою эффективность, а к бизнесу — активнее использовать результаты, полученные в государственных исследовательских организациях, а также роста запроса на проведение научно-обоснованной политики.

В концепции открытых данных применительно к сфере науки основной акцент делается на упрощении механизмов распространения научных результатов, чтобы они могли служить базой для новых исследований, и снятии некоторых ограничений, связанных прежде всего с защитой авторских прав и установлением уровней доступа к тем или иным данным. Так, например, рассматривается возможность выкладывания в сети Интернет в режиме свободного доступа публикаций ученых, работающих в госсекторе науки.

Открытые данные стали одной из ключевых тем в повестке«большой восьмерки». В июле 2013 годалидеры входящих в нее государств согласовали «Хартию открытых данных». А месяцем ранее на встрече в Лондоне министры науки и образования стран «восьмерки», вырабатывая общую стратегию решения глобальных проблем и максимизации социальной и экономической выгоды от исследований, также поднимали тему открытых данных, определив ее в качестве ключевой меры политики, повышающей прозрачность, согласованность и координацию проводимых в мире научных исследований. По итогам встречи было подписано совместное заявление, где утверждалось, в частности, следующее: «Открытые научные данные должны быть легко находимыми, доступными, измеряемыми, удобопонятными, практически применимыми, и по мере возможности соответствующими определенным стандартам качества».

Опорой в проведении такой политики должны быть не только устанавливающие законодательные акты, предписывающие, например, поощрение ученых, придерживающихся принципов открытой науки, но также эффективная цифровая инфраструктура. Одного свободного онлайн-доступа к данным недостаточно, чтобы с ними работать, необходимо должным образом организовать научные архивы, наладить поисковые сервисы. 

Эффекты от внедрения политики открытых данных лежат как в плоскости сугубо научной, так и экономической. Для исследователя это оборачивается повышением цитирования (доказано, что выложенные онлайн статьи в среднем опережают публикации в традиционных изданиях по количеству цитирований). Из экономических последствий Марио Сервантес выделил увеличение отдачи от инвестиций, а также возможность экономии бюджетных средств, выделяемых на науку.

Однако есть немало нерешенных вопросов, связанных с реализацией политики открытых данных. Отметив, что ОЭСР уделяет большое внимание поиску соответствующих решений, ее представитель перечислил основные проекты организации в данной сфере: измерение эффектов открытия данных, разработку единых стандартов доступа к ним, продвижение рассматриваемой концепции среди представителей науки и бизнеса.

Подготовили Максим Коцемир и Алексей Киндрась