• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

10 принципов умной специализации регионов

10 принципов умной специализации регионов

© iStock

Прилагательное «умный» прочно вошло в практику госуправления. Умная региональная специализация не сводится к внедрению новых технологий и является категорией не технологической, а институциональной. Какие эффективные политики стимулируют развитие территорий, анализирует директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко, обобщая итоги четырех дискуссий, состоявшихся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Принцип 1: Регионам, как и людям, важно найти свой путь

Умная — значит уникальная. Главный лейтмотив концепции умной специализации — найти собственный путь развития. Просто сказать — сложно сделать. Чтобы понять, в чем регион силен, недостаточно его изучить, пусть даже и очень глубоко (с этим у нас в России все хорошо — региональные стратегии зачастую толсты и обстоятельны), необходимо в одной системе координат видеть все регионы. Проведенное нами исследование инновационных стратегий российских регионов ясно показало, что в одиночестве им не стать умными. Это не получается даже у самых развитых субъектов РФ.

Евгений Куценко

Для корректного сравнения регионов требуется единая система критериев, которую кто-то должен установить и поддерживать. В Европейском союзе для этого создана Платформа по умной специализации, представляющая единые данные для аналитики, правила выбора и согласования региональных приоритетов. Чтобы можно было сравнить региональные специализации в России и понять, где регионам искать свою уникальность, мы выпустили «Атлас экономической специализации регионов России».

Принцип 2: Стратегирование «из будущего»

Этот принцип, пожалуй, больше всего обсуждался на круглом столе «Умная специализация для российских регионов: информационное обеспечение и практические действия».

Умная специализация — не текущая специализация, а, скорее, образ будущего региональной экономики. Даже самые богатые регионы начинают осознавать свою зависимость от жизненных циклов имеющихся у них отраслей. Достаточно обратить внимание на борющиеся со стагнацией старопромышленные города: многие из них процветали еще каких-то полвека назад.

Типовые сценарии поиска региональной специализации будущего (на основе Руководства Еврокомиссии по разработке стратегий умной специализации):

 Новые технологии в старых отраслях (внедрение нанотехнологий в целлюлозно-бумажную промышленность Финляндии)

 Новые отрасли на базе существующих технологий (переход от высокоточного машиностроения и оптического производства к медицинским технологиям в Австрии)

 Развитие цепочки создания стоимости (спутниковые и GPS технологии как дополнение авиационной промышленности Тулузы)

 Совмещение разных отраслей (разработка IT-приложений для археологической отрасли во Флоренции)

 Новые форматы и источники инноваций (живые лаборатории Эйндховена)

Принцип 3: Поиск скрытого знания

Аналитика хорошо показывает прошлое, но ограниченно применима для определения специализации будущего. По этому вопросу принципиален д-р Кристиан Кетелс, исполнительный директор Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса. Основную роль здесь играет работа с сообществами, вовлечение в коммуникацию ключевых игроков в регионе, прежде всего бизнеса, но не только. В регионах со слабыми бизнес-сообществами и отсутствием кластеров роль «сборщика» общей карты приоритетов успешно берут на себя университеты.

Принцип 4: Экономическая связь поколений  

Излюбленная российская практика создания отраслей и даже целых городов «с нуля», пренебрегающая заделами прошлых поколений, в концепции умной специализации не одобряется. Конечно, иногда такой смелости сопутствует удача, но чаще всего дивиденды носят сугубо политический характер (так называемая «экономика нулевого цикла»).  

Многие исследователи и практики ратуют за связанную диверсификацию: развитие новых, но связанных с регионом через общие цепочки создания стоимости, технологии или рабочую силу, отраслей.

Помимо связанности, Рон Бошма, профессор Университета Утрехта (Нидерланды), предлагает принимать во внимание категорию экономической сложности. Она предполагает, что новые отрасли (продукты) являются во многом рекомбинацией уже существующих. То есть чем больше в регионе независимых «кубиков»-отраслей, тем выше вероятность появления новой индустрии. Насколько диверсификация открывает возможности для создания еще более новых индустрий — другая важная черта политики умной специализации.

Наши собственные исследования показали, что за последние 10 лет в 22 регионах России наблюдалась связанная диверсификация, а в 16 — несвязанная. При этом и уровень благосостояния, измеряемый ВРП на душу населения, и темпы экономического роста оказались выше в регионах с несвязанной диверсификацией. Мы не полагаем, что несвязанная диверсификация предпочтительнее (ведь у нее и риски выше), но считаем, что для разных регионов подходят разные стратегии: для богатых регионов с сильной экономикой вполне разумным сценарием является экспериментирование с абсолютно новыми для региона бизнесами и отраслями или даже отказ от выбора приоритетов.

Принцип 5: Мегаполисы как ресурс экономической интеграции

Ориентация на уникальный путь и новые индустрии должна вести к углублению экономической интеграции регионов. Действительно, если регионы уникальны — разве это не лучшая основа для кооперации? На практике, конечно, все сложнее, особенно если концепция умной специализации только ищет свой путь к сердцам представителей органов власти. Новые индустрии вполне могут усиливать конкуренцию между соседними регионами (если аналогичные отрасли там уже есть), развивать интеграцию (отрасли оказываются комплементарными) или вообще «разводить» их отраслевые портфели в разные стороны. Наши исследования показали, что в 36% случаев возникновения новых индустрий они усиливают конкуренцию между регионами, в 34 — кооперацию. Но самое любопытное оказалось, что центрами интеграционных процессов являются не федеральные округа или макрорегионы, а мегаполисы — города с численностью населения свыше одного миллиона. Постепенно экономики соседних регионов интегрируются с ними все сильнее (хотя и могут при этом конкурировать друг с другом).

Санкт-Петербург
© iStock

Принцип 6: Пространство сильнее политики

Наибольший масштаб изменений в отраслевом портфеле наблюдается даже не в регионах с городами-миллионниками, а в соседних с ними субъектах Российской Федерации, как мы показали в исследовании динамики отраслевой специализации регионов. И, наоборот, удаленные от городов-миллионников регионы характеризуются низкими темпами структурной перестройки.

В другом нашем исследовании, результаты которого представил Ярослав Еферин, консультант Всемирного банка по цифровой трансформации, аспирант ИСИЭЗ и выпускник магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», мы изучаем связи приоритетов региональных стратегий и реальных процессов возникновения новых индустрий. Оно дало неутешительный для поклонников традиционного стратегирования результат. В 27% регионов, где происходили отраслевые изменения, не обнаружено связи с установленными ранее стратегическими приоритетами. И лишь в 12% случаев можно сказать, что большинство новых специализаций оказались связаны с приоритетами властей.

Принцип 7: Инвестиционные решения бизнеса как ориентир 

В конечном счете открытие новых производств — это решение бизнеса, пусть и под влиянием тех или иных мер поддержки.

Наши предварительные расчеты вскрыли любопытный факт: новые индустрии в большей степени связаны с отраслевыми портфелями соседних регионов, чем своих (хотя оба фактора статистически значимы). Нам не известны случаи, когда региональные власти планировали бы такую «связанную с соседями» диверсификацию. С другой стороны, подобная дальнозоркость вполне характерна для бизнеса: при открытии новых производств очевидно принимать во внимание поставщиков и покупателей из всех соседних (и не только) регионов.

Принцип 8: Креативная альтернатива

Региональные власти по-прежнему готовы делать ставку почти исключительно на промышленность, несмотря на то что последняя распределяется по территории страны гораздо более неравномерно, чем креативные и интеллектуальные услуги. В российских регионах указанные сегменты сферы услуг пока еще не расцениваются как полноценный приоритет экономической политики (подробнее в нашей статье в «Вопросах экономики»).

Наши расчеты показывают, что на три крупнейших отрасли в сфере услуг (бизнес-услуги и ИТ, торговля и электронная коммерция, туризм) в России приходится только 13,8% торгуемого сектора, тогда как в США — 46,8%, в Европейском союзе — 33,2%. Как стимулировать развитие регионов через усиление креативного сектора, мы обсудили на специальном круглом столе «Государственная поддержка креативных индустрий в регионах России».

Принцип 9. Обмен опытом и лучшими практиками

Отдельный круглый стол XXII Апрельской конференции был посвящен стратегическим развилкам инновационного развития Москвы. Столица является национальным лидером по креативным и интеллектуальным услугам, концентрирует более трети всего научного потенциала страны, а также входит в тройку субъектов Российской Федерации по количеству отраслей специализации.

Несмотря на лидерство и, как принято считать, оторванность от страны, Москва несет на себе печать общероссийских проблем, в том числе дефицит быстрорастущих «звездных» технологических компаний, слабую вовлеченность бизнеса в научные исследования, медленную эволюцию самой исследовательской повестки. Умной стратегией в случае российской столицы является не только выработка совместных приоритетов, но и повышение эффективности взаимодействия множественных субъектов инновационной экосистемы города. Важно также сохранить и усилить роль столицы как экспериментальной, пилотной площадки для выработки новых форматов и мер поддержки, наиболее успешные из которых можно было бы тиражировать по всей стране.

Москва 2030: 6 шагов к глобальному инновационному лидерству (на основе анализа профиля Москвы в HSE Global Cities Innovation Index)

Фабрика звезд: создание условий для привлечения и удержания в Москве лучших представителей технологического бизнеса, передовой науки и креативных индустрий

Интеллектуальный авангард: ускорение структурной трансформации технологического и научного профиля города в сторону наук о жизни, искусственного интеллекта, информационно-коммуникационных технологий

Наведение мостов: формирование экспериментальных площадок в Москве для отработки новаторских форматов взаимодействия бизнеса, науки и власти, создание новой линейки мер поддержки кооперационных проектов

Новые точки роста: ставка на креативные индустрии и наукоемкие деловые услуги как драйверы развития городской экономики

Гуманитарная миссия:  человеко-ориентированный подход в развитии городской среды и инфраструктуры, включающий в себя приоритетное внимание вопросам безопасности и экологии

Новый международный облик:  продвижение образа столицы как дружелюбного мультикультурного центра, открытого для инноваторов со всего мира

Принцип 10: Поддержка приоритетов финансами

Умная специализация не сводится к познавательному действию. Это не просто «хорошие региональные стратегии», а особый механизм финансирования. В Европейском союзе наличие стратегии умной специализации является требованием для доступа регионов к ресурсам Еврокомиссии. Дело не в том, что «принуждать» к инновациям эффективно (скорее, нет). С самого начала концепция умной специализации задумывалась как инструмент конкурентной борьбы Европейского союза за счет более эффективного распределения средств между регионами. В Стратегии пространственного развития России заложена похожая логика увязки региональных приоритетов и федеральных мер поддержки, однако реализация этого ключевого стимулирующего ингредиента запаздывает.

Важно отметить в качестве резюме ко всем упомянутым дискуссиям Апрельки по региональной повестке и умной специализации, что концепция умной специализации — это характеристика не стратегии или отдельных органов власти, а всей системы управления экономическим развитием регионов. Она невозможна без синхронных действий субъектов управления разных уровней, без увязки с реальными мерами поддержки и распределением субсидий.

Умный — значит сопричастный к ключевым проектам властей, бизнеса и науки в конкретных регионах и городах.

Источник: портал ВШЭ