• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Герта Шоха «Открытые инновации: преодоление разрыва между наукой, институтами технологического развития и промышленностью»

11 ноября 2011 г состоялась вторая лекция Герта Шоха, в которой он рассказал о развитии Центров открытых инноваций и условиях, обеспечивающих их эффективность.

11 ноября 2011 г состоялась вторая лекция Герта Шоха «Открытые инновации: преодоление разрыва между наукой, институтами технологического развития и промышленностью», организованная Лабораторией экономики инноваций. 

Герт Шох (Geert Schoch) — бывший директор по международным связям Нидерландской организации прикладных научных исследований (TNO); генеральный директор “Schoch & Partners”, предоставляющей консалтинговые услуги в области исследований и разработок и инновационного развития компаний с акцентом на интернациональную коммерциализацию технологий.

В начале выступления Г. Шох  рассказал о  парадигме открытых и закрытых инноваций. В  системе закрытых инноваций исследовательские институты и предприятия - инноваторы преобразовывают имеющиеся ресурсы, такие как знания, технологии и компетенции персонала, в новый товар или услугу и реализуют их на рынке. При этом компании не используют внешние ресурсы для создания инноваций и стремятся защитить свою продукцию правами на интеллектуальную собственность. В системе открытых инноваций для создания нового продукта или услуги используются как внутренние так и внешние научные и технологические ресурсы. Открытая инновационная практика предполагает активный поиск перспективных идей во внешней среде, совместные исследования и создание инноваций  с другими партнерами. Организации, нацеленные на создание открытых инноваций, активно привлекают к своим проектам сторонних специалистов, используют как собственные, так и «заимствованные» идеи,  стараются повысить прибыль за счёт продажи прав на свои технологии  и разработки, а также приобретают объекты интеллектуальной собственности у других компаний.

Переход к парадигме открытых инноваций был спровоцирован изменением структуры исследований и разработок, которые всё чаще не фокусируются в определенной области, а носят междисциплинарный характер. Эта тенденция была усилена ростом глобализации,  способствующей развитию и укреплению связей между отдельными исследователями и инноваторами. Сегодня компаниям доступны обширные научные и технологические базы данных, что, с одной стороны, является преимуществом, а с другой — содержит риски,  связанные, в первую очередь, с волатильностью этих данных. Лучшим выходом в подобной ситуации, по мнению Г. Шоха, является объединение усилий компаний - инноваторов и исследовательских организаций в Центрах открытых  инноваций  (Open Innovation Centers). Эффективный обмен знаниями, идеями и технологиями в подобных  Центрах достигается за счёт общения представителей разных организаций, собранных «под одной крышей»,  а также совместного участия в различных проектах.

Успех функционирования Центров открытых инноваций зависит от нескольких взаимосвязанных факторов.

Еще на этапе создания Центра важно правильно очертить область и тематику будущих исследований. Они должны  соответствовать задачам отраслей, к которым принадлежат компании-основатели Центра, и специфику конкуренции между этими компаниями. Выбор тем может как стимулировать, так и сдерживать процесс создания новых технологий. Если темы исследований  будут чересчур «общими» или «заезженными», это ограничит рост инновационной активности. В то же время узко специализированный перечень тем,  затрагивающий области, в которых работают лишь отдельные компании, представленные в Центре, оставит в стороне других участников.

Центр должен функционировать как экосистема инновационных партнёров, одним из базовых элементов которой является  активность всех участников. Развитие коммуникативных сетей внутри Центра происходит, главным образом, за счет так называемых «резидентов от промышленности» (Industrial Residents) – представителей компаний-основателей Центра. Выступавший особо отметил, что Центр открытых инноваций – это не виртуальная площадка для взаимодействия, а реальный, географически существующий комплекс зданий и другой необходимой инфраструктуры. Участники Центра - это потенциальные покупатели и производители друг для друга. Для проведения исследований, наряду с другими объектами, важную роль играет наличие развитой сети рекреационной инфраструктуры. Если у сотрудников Центра существует возможность для неформального общения, то процесс обмена идеями происходит эффективнее. В этом, собственно, и заключается логика системы открытых инноваций.

В процессе своей деятельности компании, входящие в состав Центра открытых инноваций, часто сталкиваются с определенной дилеммой. Это  выбор между двумя стратегиями: защиты прав собственности и обмена знаниями. Как утверждает Г. Шох, компаниям важно найти баланс, не акцентируясь только на одной из них. Если руководство компании придерживается стратегии «жёсткой защиты прав собственности» и ее сотрудники не участвуют в обмене знаниями и технологиями, компания теряет потенциальную прибыль от продажи части прав на свои разработки или принятия на аутсорсинг исследований и разработок других компаний. В противоположность этому, компания, реализующая стратегию исключительно «активного обмена знаний», рискует лишиться прав на свои технологии и разработки.

Отдельное внимание выступавший уделил правильно выстроенной кадровой политике. По мнению Г. Шоха, во главе исследовательской деятельности Центра должны стоять Руководители программ (Program Managers). Они управляют коллективом исследователей, определяют направления работ и курируют прием новых сотрудников. Необходимо добиться соблюдения кадрового баланса между исследователями  с большим опытом работы в промышленном секторе,  в сфере науки,  и молодыми учеными,  недавно получившими степень. Важно привлекать к исследованиям, проводимым на территории Центра, не только основной персонал, но и сотрудников, занятых в компаниях-основателях, и не являющихся штатными сотрудниками Центра.

Обладание соответствующей репутацией - следующее условие, обеспечивающее эффективную деятельность Центра. Очевидно, часть репутации  Центр «наследует» от компаний-основателей. В дальнейшем для позиционирования Центра в качестве площадки для передовых исследований его сотрудники должны принимать участие в тематических научно-практических  международных конференциях и семинарах, а также организовывать подобные мероприятия  на территории самого Центра. Выступавший указал на потенциальную проблему нахождения баланса между развитием  репутаций компаний-основателей Центра и собственного бренда.

Одна из важнейших задач Центра открытых инноваций – это создание эффективной системы управления объектами интеллектуальной собственности  компаний-основателей. Г. Шох отметил, что без построения такой системы работа Центра вряд ли будет эффективной. Каждая из компаний-основателей платит вступительный взнос и получает неисключительные права на разработки  и технологии, созданные ее представителями на территории Центра. Центр отвечает за координацию контрактов (coherence of contracts), заключённых с компаниями-основателями. Компании-основатели рассматривают Центр открытых инноваций как продолжение своих собственных исследовательских площадок, но с гораздо большими возможностями для работы.

 В следующей части лекции Г. Шох рассказал о модели финансирования Центров открытых инноваций. Бюджет Центров формируется из взносов компаний-основателей и средств, выделяемых государством. По мнению выступавшего, нет необходимости устанавливать жёсткую пропорцию между государственными и частными источниками. Каждый конкретный проект может финансироваться из разных источников. Четкие правила, например, «проекты типа «А» финансируются исключительно из государственных средств, а проекты типа «В» только за счёт вступительных взносов», как утверждает Шох, неэффективны. Средства на исследования для каждой конкретной компании также поступают из общего бюджета Центра, а не напрямую от компаний. Государство осуществляет финансирование Центров открытых инноваций для того, чтобы сотрудники Центра могли проводить исследования по темам, не входящим в круг интересов компаний-основателей. В дальнейшем финансирование направлений исследований, находящихся «на дотации» у государства, будут осуществлять  компании-основатели.

Г. Шох завершил свое выступление словами о том, что для эффективной работы Центров открытых инноваций необходимо, как и при реализации новой промышленной политики, о которой он говорил 9 ноября, единое мнение всех участников Центра. Это повысит инновационную активность каждого из них и предоставит уникальные возможности для проведения исследований.

Материал подготовил Максим Коцемир

Презентация