Цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности в 2018 году
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает изучать тенденции цифровизации бизнеса и представляет результаты конъюнктурного обследования, которые отражают уровень распространения цифровых технологий на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности в 2018 году. Опрос проводился среди руководителей более 1200 предприятий из 30 субъектов Российской Федерации.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет основные результаты конъюнктурного обследования, посвященного уровню распространения цифровых технологий на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности (цифровой активности) в 2018 г.
Уровень цифровой активности и стратегические инициативы предприятий обрабатывающей промышленности
В 2018 г. более 40% руководителей предприятий охарактеризовали сложившийся уровень цифровой активности производств как очень высокий и/или высокий; противоположное мнение выразили 35% (рис. 1).
Утвержденную стратегию в области цифровых технологий как отдельный документ имели лишь 10% предприятий обрабатывающей промышленности. Более чем у трети (37%) компаний цифровая стратегия находилась в процессе разработки и/или обсуждения.
В целом доля промышленных предприятий, в которых процесс цифровой трансформации происходил в рамках стратегического планирования, составила 47%; об отсутствии необходимости в отдельной стратегии сообщили руководители 37% предприятий (рис. 2).
Практически у четверти предприятий обрабатывающей промышленности (24%) основные цифровые технологии, находившиеся в разработке, были направлены на сквозную автоматизацию производственных и управленческих процессов и их интеграцию в единую информационную систему (рис. 3).
Ожидаемые результаты цифровой трансформации предприятий
В качестве главных ожидаемых результатов от внедрения цифровых проектов руководители предприятий назвали повышение производительности труда (52% респондентов), сокращение издержек (44%), повышение уровня работы с клиентами (40%), рост конкурентоспособности (30%).
Несколько меньшая доля участников опроса выразила надежду на то, что реализуемые ими инвестиционные инициативы в области цифровизации и интеграции станут источником существенного дополнительного увеличения прибыли (28%) и расширения клиентской базы (26%) (рис. 4).
Факторы, лимитирующие рост цифровой активности предприятий
По мнению 60% руководителей предприятий, главным препятствием для цифровизации является недостаток финансовых ресурсов. В частности, отмечалась слабая инвестиционная активность: почти 60% респондентов оценили сложившийся уровень инвестиций в цифровые технологии как низкий. К серьезным ограничениям практически каждое третье предприятие отнесло низкую готовность (адаптивность) обрабатывающих производств к цифровой трансформации. Среди наиболее часто упоминаемых барьеров на пути цифровизации российской промышленности — отсутствие благоприятных и стабильных экономических условий в стране: этот фактор назвали 27% опрошенных.
Практически в 20% случаев ход цифровизации замедлялся из-за недостаточного опыта внедрения технологий и нехватки компетенций в сфере ИКТ. Немногим менее половины (45%) руководителей предприятий оценили уровень квалификации занятых специалистов в области цифровых технологий как «ниже нормального»: знаний и навыков штатного персонала хватало только для поддержки офисного программного обеспечения и ИКТ-инфраструктуры, обеспечения безопасности и защиты данных. Внештатные специалисты чаще всего привлекались для принятия сложных решений, связанных с поддержкой систем по работе с FRP, CRM, HR и базами данных, созданием корпоративных веб-порталов.
Источники:
НИУ ВШЭ (2018) Деловые тенденции и цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности. М.: НИУ ВШЭ.
Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата в рамках проектов «Конъюнктурный мониторинг делового климата, экономических настроений и цифровой активности в экономике России» и «Подготовка методических и информационно-аналитических материалов по индикаторам цифровой экономики» тематического плана научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Инна Лола
Предыдущий выпуск: «Индекс цифровизации бизнеса»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»