• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дэвид Сарпонг: «Лучшее время, чтобы начать работу в Вышке»

В июле в Лабораторию исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ пришел новый коллега — старший научный сотрудник Дэвид Сарпонг (David Sarpong). В интервью службе новостей университета он поделился первыми впечатлениями от пребывания в столице и ожиданиями от работы в Высшей школе экономики.

В июле в Лабораторию исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ пришел новый коллега — старший научный сотрудник Дэвид Сарпонг (David Sarpong). В интервью службе новостей университета он поделился первыми впечатлениями от пребывания в столице и ожиданиями от работы в Высшей школе экономики.

Дэвид Сарпонг — руководитель магистерской программы «Международный менеджмент» (International Management) Университета Западной Англии (University of the West of England, UWE) в Бристоле. Его научные интересы охватывают широкий спектр вопросов стратегического управления и технологического менеджмента, с упором на изучение роли форсайта в стимулировании инновационной деятельности и применение подхода Хайдеггера—Витгенштейна, микроистории (microstoria) при разработке сценариев для быстро меняющихся сред.

15 июля Дэвид Сарпонг провел в ВШЭ вводный семинар «Взгляд на практику стратегического форсайта через систему отношений в организации» (Cultivating strategic foresight in practice: A relational perspective), в ходе которого показал, как сложившаяся структура связей, прав и властных отношений в организации обусловливает решения и действия ее членов, находящихся на разных, в том числе низовых, ступенях иерархии, под углом стратегического форсайта.

— Что обусловило ваше решение приехать поработать в Вышку, в Москву?

— Сейчас для этого лучшее время. Высшая школа экономики — это прогрессивная, динамичная, энергичная организация, ее интересные и амбициозные исследования признаны во всем мире. Я расцениваю для себя как большую честь и вдохновляющую возможность подключиться к проектам, которые ведутся на переднем крае инновационных и форсайт-исследований и нацелены на разработку системных интегрированных подходов к построению более эффективных долгосрочных стратегий для предприятий, мер научно-технической и инновационной политики на национальном и международном уровне.

— Как вы предполагаете совмещать работу в России и в Британии?

— В Москве я буду в летние месяцы: вместе с коллегами из ВШЭ будем готовить научные статьи, участвовать в семинарах и дискуссиях. Мы начали прорабатывать несколько интересных идей в области корпоративного форсайта и технологических «скачков» (technological leapfrogging); в дальнейшем это сотрудничество по подготовке статей и участие в научных проектах продолжится в удаленном режиме в Британии.

— Имея исследовательский и преподавательский опыт в сфере управления инновационной деятельностью, изучения различных аспектов творчества и предпринимательства, на какой тематике сосредоточитесь в ВШЭ?

— На роли стратегического форсайта в стимулировании инноваций. Постараюсь активизировать это направление с учетом ключевых задач ВШЭ. Моей основной задачей будет регулярно публиковаться, совместно с коллегами по ВШЭ, в ведущих научных журналах, представляя в них весомые, практически значимые результаты исследований.

— Как бы вы связали форсайт и развитие бизнеса? Почему для успешной предпринимательской деятельности необходимо проводить форсайт-исследования?

— В контексте очень быстрых перемен, возрастающей сложности и неопределенности форсайт стал доминирующей логической рамкой эффективного планирования. Что есть форсайт? Форсайт — это «способность видеть дальше кажущейся неразберихи, замечать подвижки — прежде чем они станут тенденциями, и зарождающиеся закономерности — прежде чем они проявятся в полной мере, улавливать социальные течения, от которых может зависеть последующий ход событий» (A.N. Whitehead, 1967). С точки зрения развития бизнеса, предполагающего, как правило, (ре)комбинирование бизнес-моделей в целях создания и удержания добавленной стоимости, форсайт помогает организации выявлять, адаптировать под свои цели потенциальные источники роста и превращать их в ресурсы развития и реальные результаты. С опорой на организующую силу форсайта организации могут своевременно реагировать на неопределенности, связанные с технологическими и социальными драйверами, преодолевать те или иные барьеры и осваивать возможности, которые обошли вниманием их конкуренты.

— У вас есть какие-то правила работы в мультикультурной среде? Если да, поделитесь?

— Никаких правил! Я родился в Гане, некоторое время учился во Франкфурте-на-Одере в Германии, сейчас живу и работаю в Британии, и вот теперь в России. Это поразительный опыт, которым я очень дорожу. По внутреннему движению, среде Вышка мне очень напоминает другие ведущие университеты мира. Практически у каждого, с кем я здесь пересекался, был какой-то интересный международный опыт, большинство моих разговоров в Вышке начинались именно с таких тем.

— Чего вы ожидаете от жизни и работы в Москве? Вы здесь уже бывали?

— В Москве я впервые. Очень интересно и захватывающе. Пока что единственная проблема, с которой я столкнулся, — это русский алфавит. Большинство людей, с которым я контактировал, говорили по-английски, так что с общением проблем не возникало. Я бы очень хотел научиться говорить по-русски, хоть немного. Пока что стараюсь вести себя, как старый мудрый филин: меньше говорить — больше слушать; больше слышать — меньше говорить. Придется, пожалуй, все же начать с русского алфавита. Все буквы для меня еще сливаются! Была возможность соприкоснуться с московской ночной жизнью — потрясающе. Был в полном восторге.

Беседовала Анна Черняховская
Фото: Андрей Кучеров