Инновации как системный феномен
5 ноября в Высшей школе экономики в рамках общеуниверситетского факультатива ИСИЭЗ «Стратегии и политика в сфере науки, технологий и инноваций» состоялась лекция д-ра Ютты Гюнтер (Dr. Jutta Guenther), научного сотрудника Института экономических исследований г. Галле (Германия). Представляем некоторые ее тезисы.
5 ноября в Высшей школе экономики в рамках общеуниверситетского факультатива ИСИЭЗ «Стратегии и политика в сфере науки, технологий и инноваций» состоялась лекция д-ра Ютты Гюнтер (Dr. Jutta Guenther), научного сотрудника Института экономических исследований г. Галле (Германия). Представляем некоторые ее тезисы.
Ютта Гюнтер |
Под инновационными системами понимаются прежде всего национальные инновационные системы (НИС), которые восходят к идеям Фридриха Листа о «национальных системах производства» (List, 1841) и теоретическим разработкам фон Хиппеля (von Hippel, 1976) о неформальном техническом сотрудничестве между фирмами. Понятие собственно «национальная инновационная система» в научный оборот ввел Кристофер Фриман (Freeman, 1982). Как системный феномен, а не как изолированное явление, инновации изучаются примерно с 1980-х гг. Позже, в 1990-х годах, были разработаны концепции региональных инновационных систем и секторальных инновационных систем.
Основу инновационной системы любого уровня составляют ее акторы (фирмы, университеты, исследовательские институты, органы власти, организации, финансирующие исследования и разработки). Между ними выстраивается система взаимосвязей, формализованная в виде институтов (это правовые нормы, ценности, устоявшиеся практики), различия в которых весьма затрудняют оценку различных НИС.
Сравнивать напрямую, скажем, инновационные системы Японии и Украины не совсем корректно, полагает Ютта Гюнтер, ввиду того что обе развивались в совершенно разных условиях, и задачи развития у них разные.
Развитие инновационной системы сильно зависит от базовых условий (framework conditions), в которых она находится. К таковым относятся: защита прав интеллектуальной собственности, механизмы поддержки инновационной деятельности; система финансирования исследований и разработок, принятые в стране (регионе) стандарты и нормы ведения бизнеса и исследований. Подобно тому как нет механизмов единой оценки, так не существует и оптимальной структуры инновационной системы, которую можно было бы порекомендовать как идеальную.
Эффекты эффективной кооперации: измерять трудноизмеримое
Успешное развитие инновационной системы зависит от качества взаимодействия между ее акторами. Так, сильная кооперация снижает издержки и риски исследовательских проектов, позволяет добиваться эффекта экономии от масштаба, она неоценима для взаимного обучения агентов взаимодействия и реализации стратегии эффективного вывода коммерциализованного результата исследований на новые рынки. Известны такие формы взаимодействия, как договоры субподряда, лицензирование, создание исследовательских консорциумов, стратегические партнерства, совместное предприятие, сетевое взаимодействие. В последнее время развивается формат проведения совместных исследований и разработок (collaborative R&D). По мере усиления междисциплинарности проектов исследовательские коллективы из разных областей науки вынуждены искать пути эффективной кооперации друг с другом. Последняя невозможна без доверия, четко определенных целей сотрудничества, налаживания совместного управления исследовательским проектом, а также коммуникаций между его участниками.
Для измерения эффектов от кооперации акторов инновационных систем существует не так много индикаторов. По сути, единственный показатель, по которому есть регулярно собираемые и сопоставимые по странам данные, — это «удельный вес компаний, сотрудничавших с контрагентами при осуществлении инновационной деятельности» (Share of companies with innovation cooperation). Он формируется на основе оценки результатов обследования Community Innovation Survey. Связанный с данным показателем вопрос в опросном листе звучит следующим образом: «Сотрудничала ли ваша компания с контрагентами при осуществлении инновационной деятельности в течение последних трех лет» (“Did you, during the last 3 years period, participate in innovation cooperation with any external partner?”). Таким образом, какой-либо дополнительной информации о формах и продолжительности сотрудничества, а также о характеристиках контрагента узнать невозможно. Вопросы измерения кооперации в рамках инновационной системы во многом остаются нерешенными.
В развернувшейся после лекции дискуссии по данному вопросу было предложено использовать показатели соавторства в публикациях (как на международном уровне, так и внутри страны, между представителями различных секторов науки), совместного патентования и данные отчетов о результатах деятельности компаний. Однако, как справедливо заметила д-р Гюнтер, расчеты по этим показателям трудно реализовать на практике. В частности, базу данных по соавторству в публикациях или совместному патентованию придется формировать и обрабатывать практически вручную, а отчеты о результатах деятельности компаний, находящиеся в свободном доступе, не содержат квантифицируемой информации о кооперации в рамках инновационных проектов.
Возрождение изначальной идеи университетов
Своего рода универсальной средой для возникновения кооперации и трансфера знаний являются университеты. Несмотря на тот факт, что такая миссия университетов предполагалась с самого их возникновения (эта идея отражена даже на уровне названия), вплоть до конца 19 века их основной задачей являлось только обучение. После этого произошла т.н. «первая академическая революция»: университеты стали центрами не только образования, но и проведения исследований. В 1970-х в США и 1980-х в странах Западной Европы произошла «вторая академическая революция»: университеты стали не только обучать студентов и вести исследования, но также осуществлять трансфер знаний и технологий из академического мира в реальный сектор экономики.
Меняющийся характер роли университетов в инновационной системе был теоретизирован в модели «тройной спирали» (triple helix), разработанной Эцковицем и Лейдерсдорформ (Etzkowitz and Leydesdorff, 1997, 2000) и названной так по количеству основных ее акторов, каковыми выступают университеты, компании реального сектора и государство. Сферы их действия пересекаются, то есть они могут выполнять функции друг друга. Компании реального сектора могут действовать как университеты, когда проводят внутреннее обучение сотрудников или создают корпоративные университеты. Университеты могут действовать как компании реального сектора: в их кампусах открываются центры трансфера технологий и консалтинговые компании.
Следует отметить, что модель «тройной спирали» довольно успешно работает в НИУ ВШЭ, где открыт ряд базовых кафедр ведущих российских IT-компаний и высокотехнологичных предприятий (Microsoft, IBS, 1С, САП, «Яндекс», ОАО «РКК “Энергия”», ЗАО «Сконтел»), а также ведущих академических институтов (Институт системного анализа РАН, Математический институт им. В.А. Стеклова РАН, Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, Вычислительный центр им. А.А. Дородницына РАН).
Подготовил Максим Коцемир