• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европейские режиссеры рассказали о лоббизме

Российского зрителя не удалось напугать европейскими лоббистами. В рамках Фестиваля актуального научного кино «360°» в ВШЭ состоялся показ фильма «Брюссельский бизнес». В последовавшей дискуссии по поводу неоднозначного инструмента влияния участвовали ведущие научные сотрудники международных лабораторий ИСИЭЗ — Оздчан Саритас и Томас Тернер.

Российского зрителя не удалось напугать европейскими лоббистами. В рамках Фестиваля актуального научного кино «360°» в ВШЭ состоялся показ фильма «Брюссельский бизнес». В последовавшей дискуссии по поводу неоднозначного инструмента влияния участвовали ведущие научные сотрудники международных лабораторий ИСИЭЗ — Оздчан Саритас и Томас Тернер.

Полуторачасовой фильм режиссеров Фридриха Мозера и Матье Лиэтера не раскрывает никаких тайн, не разоблачает заговоры, не выводит на чистую воду коррупционеров и не предлагает решений. Это и не было задачей авторов, подчеркнул на показе в Вышке сам Лиэтер. И все же проблема влияния больших денег на большую политику до некоторой степени раскрывается в фильме на практическом материале — неудавшейся попытке провести через Еврокомиссию и Европарламент «инициативу о прозрачности», которая регулировала бы деятельность лоббистов.

Хотя Лиэтер и настаивает, что у него не было задачи демонизировать лоббистов и корпорации (один из главных героев фильма — тот самый лоббист при Европарламенте — предстает вполне симпатичным человеком), «Брюссельский бизнес» выдержан в типичной леволиберальной риторике. Видеоряд соответствующий — тут вам и плетущие интриги промышленники и финансисты, и страдающий от их действий народ (почему-то греческий, где основные беды как раз от огромного госсектора, а не частных компаний), и саундтрек, создающий эффект саспенса.

«Лоббизм всегда был и будет, никто его не отрицает, — оговаривается, впрочем, Лиэтер. — Но почему же не сделать механизмы лоббизма прозрачными, чтобы люди понимали, кто и в чьих интересах действует?» В США, где эта деятельность официально регистрируется, на лоббизм ежегодно тратится около трех миллиардов долларов. Сколько тратится в Брюсселе — неизвестно. Расходы, например, Deutsche Bank составляют два миллиона евро в год — сумма, едва ли способная впечатлить кого-то в России. Неслучайно, одной из первых реплик из зала по окончании фильма стало предложение снять подобный фильм по мотивам деятельности российских госкорпораций. По сравнению с их методами работы и сопутствующими «расходами» то, что происходит в Евросоюзе, покажется невинной шалостью.

Другой упрек авторам фильма состоял в том, что в лоббизме они «обвиняют» только представителей крупной промышленности. Есть много групп, занимающихся лоббизмом в Европе и не только,  — это и объединения промышленников, и медиагруппы, и религиозные, и группы исследовательских институтов, отметил Оздчан Саритас, приглашенный профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ ВШЭ. Это не всегда плохо. В фильме, политики и лоббисты показаны так, будто они зло, хотя режиссер и отрицает, что такая цель преследовалась. «Друзья Европы» в фильме показаны как противоборствующее лобби. «На мой взгляд, если с лоббизмом что-то не так, решать эту проблему следует, не создавая в ответ свое (противоборствующее) лобби, но делая более прозрачными политику и процесс принятия решений, с опорой на механизмы участия общественности, — отметил Саритас. — При условии такой открытости, нет никакого вреда в том, что различные группы образуют лобби и высказывают свои ожидания».

Можно представлять лоббизм как неизбежное зло, а можно — как нормальный механизм взаимодействия государства и бизнеса, которые не в силах решить проблемы современного мира поодиночке, добавил заместитель заведующего Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ Томас Тернер, и уж точно не следует путать лоббизм с коррупцией и подкупом.

«Лоббизм — это проявление коллективного действия, равно как и социальные движения, выплескивающиеся на улицы», — заметил другой участник обсуждения, преподаватель факультета прикладной политологии ВШЭ Дмитрий Рой. Бизнесмены отстаивают свои интересы в стенах парламента, но и обычные граждане могут призвать власть к ответу — как на выборах, так и на массовых акциях протеста или через забастовки. Ну а то, что европейские политики вынуждены считаться с общественным мнением и подчиняться ему, признает даже Матье Лиэтер.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Оригинал новости на портале ВШЭ