Про науку, технологии и инновации — будущим аналитикам, стратегам и политикам
В новом учебном году ИСИЭЗ, крупнейшее научное подразделение Вышки, снова открылся для студентов. Сотрудники международных лабораторий экономики инноваций и исследований науки и технологий, входящих в состав института, продолжают общеуниверситетский факультатив, который дает сильную теоретическую базу для будущих стейкхолдеров и вооружает знанием о том, как развивать общество, основанное на знаниях.
В новом учебном году ИСИЭЗ, крупнейшее научное подразделение Вышки, снова открылся для студентов. Сотрудники международных лабораторий экономики инноваций и исследований науки и технологий, входящих в состав института, продолжают общеуниверситетский факультатив, который дает сильную теоретическую базу для будущих стейкхолдеров и вооружает знанием о том, как развивать общество, основанное на знаниях.
Факультативу «Наука, технологии, инновации: анализ, стратегии и политика» нет аналогов в российском образовательном ландшафте. Отдельные его разделы читаются в таких вузах, как Массачусетский технологический институт (США), Университет Манчестера (Великобритания), Университет Калифорнии (США) и других. Полный курс факультатива ИСИЭЗ включает международные теоретические и аналитические разработки и кейсы (best practices), а также дает представление о том, как применять этот мировой опыт в российском контексте. В числе преподавателей курса — ученые с мировым именем, признанные эксперты, сотрудники различных центров ИСИЭЗ и приглашенные профессора ряда ведущих зарубежных университетов.
Основные лекторы
Дирк Майснер является заместителем заведующего лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ. До работы в НИУ ВШЭ занимался вопросами формирования научно-технической политики как теоретик и практик (в экспертных советах в Германии, Великобритании, Швейцарии и Японии). Представляет Россию в рабочей группе ОЭСР по технологиям и инновационной политике. Стаж его научно-педагогической деятельности в различных университетах мира составляет более 17 лет.
Томас Тернер, заместитель заведующего лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ, занимается исследованиями в области финансирования инноваций, в частности бухгалтерского учета и финансов с точки зрения инновационной деятельности, читает по этому направлению уникальные курсы. Параллельно с работой в НИУ ВШЭ преподает в Университете Кейптауна (ЮАР) и Институте Мизеса (США).
Как построена программа курса
Факультатив представляет собой серию из двух независимых курсов, которые друг друга дополняют:
«Социально-экономический анализ науки, технологий и инноваций» включает такие блоки, как «Наука, технологии, инновации: эволюция исследований», «Экономика науки, технологий и инноваций», «Менеджмент науки, технологий и инноваций», «Сканирование и формирование систем науки, технологий и инноваций», читается со 2 сентября.
«Стратегии и политика в сфере науки, технологий и инноваций» включает такие блоки, как «Регулирование и государственная политика в сфере науки, технологий и инноваций», «Наука, технологии и инновации в современных инновационных системах», «Новые явления в сфере науки, технологий, инноваций», «Финансирование и стимулирование инноваций», читается с 5 сентября.
В конце факультатива слушатели представят проекты по выбранной в ходе обучения теме.
Обратная связь
На курс записались 18 студентов. Гендерный анализ показывает, что решения в области научно-технической политики в большей степени готовы принимать представительницы прекрасного пола. Активнее всего откликнулись на объявления о наборе курса студенты факультетов экономики, мировой экономики и мировой политики, бизнес-информатики, государственного и муниципального управления. Оценили программу факультатива и будущие менеджеры, социологи, политологи, правоведы, а также один студент отделения «Финансовые рынки и финансовые институты» магистратуры НИУ ВШЭ.
На старте факультатива слушателям было предложено ответить на небольшую анкету, содержавшую вопросы об их ожиданиях относительно его учебной программы и планируемых сюжетах использования полученных знаний. Студенты отметили прикладную ценность курса, причем в различных направлениях — от сферы государственного управления, менеджмента организаций, научной и преподавательской работы до предпринимательской деятельности. Из спектра тем курса особенно заинтересовали слушателей: открытые инновации, связи между университетами и индустрией, новые типы инноваций, исследования и разработки в эпоху информационных технологий, и инновационное поведение. Результаты проведенного «мини-опроса» показали, в том числе, какой опыт и знания учащиеся хотели бы получить: студентам кажется важным научиться реализовывать и внедрять инновации, анализировать и оценивать инновационные процессы и в целом понимать, как государство может развивать общество знаний.
Пожелаем им удачи и будем следить за их успехами!
Подготовила Альфия Максутова