Семинар Кацухито Оямада: новые планы и программы развития науки и технологий Японии
28 марта 2013 года в Высшей школе экономики состоялся семинар с участием Кацухито Оямада, посвященный современным трендам в научно-технической и инновационной политике в Японии. Мероприятие было организовано ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Кацухито Оямада рассказал о значимых для формирования научно-технической политики Японии документах и программах. |
Справка: Кацухито Оямада (Kazuhito Oyamada) является ведущим сотрудником Национального института изучения политики (GRIPS), в котором, помимо исследовательской работы, администрирует образовательную Программу научно-технической и инновационной политики. Он также является консультантом Центра научной стратегии Агентства по науке и технологиям Японии (JST) и куратором проекта SciREX, реализуемого Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (MEXT). Ранее г-н Оямада работал в Ассоциации развития науки Японии (JSPS), где занимался исследованиями в сфере международной научно-технической кооперации со странами Азии.
В начале выступления Кацухито Оямада перечислил ключевые направления IV Базового плана развития науки и технологий Правительства Японии, в котором определена повестка научно-технической политики страны на 2011—2015 годы. После аварии на АЭС «Фукусима-1», произошедшей в 2011 году в результате землетрясения и цунами и приведшей к масштабной техногенной катастрофе, доверие населения к науке пошатнулось. Граждане потребовали от властей изменить основной вектор научно-технической политики, в связи с чем в проект Базового плана были внесены коррективы.
Как следует из утвержденной редакции этого документа, в Стране восходящего солнца сделана ставка на поддержку устойчивого социально-экономического роста, что предполагает, в частности, такие меры, как защита от стихийных бедствий, продвижение экоинноваций, системная поддержка кооперации между бизнесом, академическим сектором и государством. В Плане определен курс на разработку научно-технической политики при тесном взаимодействии с обществом, сделан фокус на развитие человеческого капитала, углубление фундаментальных исследований и зафиксирована необходимость сосредоточить усилия ученых на ключевых вызовах, стоящих перед страной.
Еще один значимый для формирования научно-технической политики Японии документ — План стимулирования экономического роста. Он был принят после того, как в декабре 2012 года пришло к власти правительство от правящей либерально-демократической партии. Согласно документу, повестка в данной сфере должна определяться в ходе совместной работы двух организаций — Совета по промышленной конкурентоспособности и Совета по научно-технической политике. Второй орган, по мнению докладчика, до недавнего времени был недостаточно активен. Новое правительство намерено усилить его путем более сбалансированного представительства академии и промышленности, централизации процессов принятия ключевых решений, запуска межведомственных высокорисковых программ исследований и разработок (ориентиром служит американская DARPA).
Г-н Оямада рассказал о планируемом назначении главного научного советника (Chief Science Advisor). По поводу принятия данной меры, которая также безусловно повлияет на научно-техническую повестку в стране, в японском обществе ведутся бурные дискуссии. Острота полемики связана с неопределенностью спектра его полномочий и непрозрачностью критериев отбора претендентов на эту роль.
Вторая часть доклада Кацухито Оямада была посвящена проекту Science for RE-designing Science, Technology and Innovation Policy (SciREX). Он полностью соответствует принятому в 2011 году IV Базовому плану, и даже на уровне названия отражает утвержденный этим документом курс на изменение традиционных механизмов формирования научно-технической политики. Суть проекта заключается в аккумулировании передовых знаний из различных областей науки и интеграции их в процесс принятия политических решений на фоне более широкого вовлечения общественности и с учетом возможных альтернативных решений по приоритетным вопросам.
Одним из направлений SciREX является программа «Фундаментальные исследования и развитие человеческих ресурсов», у которой две основные цели — стимулирование международных исследовательских проектов и обучение менеджеров нового типа, способных формировать и грамотно проводить доказательную (evidence-based) политику в сфере науки и инноваций. Подготовку высококвалифицированных кадров для решения таких амбициозных задач предполагается осуществлять на базе так называемых институтов-«хабов» — ими выступают некоторые ведущие университеты Японии. На GRIPS возложена роль «хаба» всей сети: его эксперты координируют деятельность вовлеченных в проект институтов и разрабатывают рекомендации для совершенствования научно-технической политики.
В завершение своего доклада г-н Оямада рассказал об образовательной программе GRIPS — «Научно-техническая и инновационная политика», которую институт реализует уже более 6 лет при поддержке Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, при участии Национального института научной и технической политики Японии (NISTEP) и Центра научной стратегии Агентства по науке и технологиям Японии. Программа рассчитана на подготовку магистров и PhD и длится, соответственно, от полутора до трех лет. В ее рамках также возможна организация краткосрочных недельных курсов для работников государственных структур и исследователей, в том числе из зарубежных стран.
Материал подготовил Михаил Гершман