• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гагаринские чтения в МАТИ

9–13 апреля 2013 года Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ) провел XXXIX конференцию «Гагаринские чтения». Участвовавшие в ее работе сотрудники ИСИЭЗ Константин Вишневский и Анастасия Еделькина, представили ключевые проекты института по тематике Форсайта и дорожных карт для космической отрасли.

9–13 апреля 2013 года Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ) провел XXXIX конференцию «Гагаринские чтения». Участвовавшие в ее работе сотрудники ИСИЭЗ Константин Вишневский и Анастасия Еделькина, представили ключевые проекты института по тематике Форсайта и дорожных карт для космической отрасли.

Международная молодежная научная конференция «Гагаринские чтения» традиционно собирает молодых ученых, студентов и аспирантов из ведущих вузов, научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий. Программа XXXIX конференции отражала весь спектр проводимых исследований в различных областях аэрокосмической науки и техники. Их результаты и новейшие тенденции научного поиска в космонавтике и смежных секторах обсуждались в течение пяти дней в рамках 31 секции конференции. В открывающем ее работу пленарном заседании приняли участие специалисты и ветераны аэрокосмических предприятий, академики Российской академии наук, летчики-космонавты СССР и России.

Научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Константин Вишневский выступил на секции «Наукоемкие технологии радиоэлектроники», которую модерировал декан факультета приборостроения и радиоэлектроники Московского государственного университета приборостроения и информатики Владимир Слепцов. В ходе ее работы специалисты из МАТИ, НИУ МИЭТ, Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова и др. представили несколько десятков работ, посвященных инновационным технологиям для космоса.

Константин Вишневский затронул тему «Форсайт как инструмент формирования инновационных стратегий: дорожная карта развития нанотехнологий в ракетно-космической промышленности». В начале выступления он рассказал о международном опыте Форсайта в сфере космических технологий. В частности, Константин осветил результаты масштабных прогнозных исследований, реализованных по методике Дельфи в Японии, Великобритании и Германии. Так, в Восьмом Японском Дельфи ракетно-космической промышленности почти целиком посвящен раздел “Frontier Fields”: в нем выделены порядка 70 приоритетных направлений прорывных технологий (робототехника для обслуживания спутников и многие другие). В британской Программе технологического Форсайта (UK Technology Foresight Programme) и в немецком проекте Delphi’98 охарактеризованы такие перспективные продуктовые группы, как наноспутники, конструкционные, термостойкие материалы и др.

Константин Вишневский далее представил опыт проведения Форсайт-исследований специалистами НИУ ВШЭ в рамках подготовки и последующей актуализации долгосрочного прогноза научно-технологического развития России, а также формирования дорожных карт для ракетно-космической промышленности.

Космическая тематика фигурирует в Долгосрочном прогнозе научно-технологического развития РФ до 2025 года, в котором отмечается наличие существенного научно-технического задела в отрасли и дана оценка ряду инновационных разработок российских ученых в плане потенциала их внедрения. Перспективность космических технологий подтверждают и результаты недавно завершенного проекта «Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года», где в качестве одного из приоритетных направлений выделены «Транспортные и космические системы».

В производстве ракет-носителей и космических аппаратов все активнее внедряются новые материалы на основе наноразработок. С целью определения конкретных мер поддержки развития нанотехнологий в космической отрасли сотрудники Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ разработали дорожную карту, которая отражает обобщенное мнение экспертного сообщества о важнейших технологиях и продуктах, чьи основные потребительские свойства определяются применением нанокомпонентов и наноматериалов. Карта визуализирует структуру спроса и перспективные рынки, на которые может быть ориентирован выпуск указанных продуктов; также содержит оценку технологических процессов, обеспечивающих формирование существенных конкурентных преимуществ выпускаемой ракетно-космической техники. Четкое и системное представление этих данных делает дорожную карту незаменимым инструментом поддержки принятия решений в отрасли.

В рамках секции «Наземная и летная отработка и испытания летательных аппаратов», работу которой вел Юрий Бахвалов, заведующий кафедрой МАТИ «Испытание летательных аппаратов», заместитель генерального директора ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, обсуждался широкий круг вопросов, посвященных инновационным продуктам, технологиям и системам в области космической деятельности. Отдельным вопросом в повестке ее работы прозвучало использование инструментов научно-технической и инновационной политики для формирования стратегии долгосрочного развития космической отрасли. В частности, особое внимание собравшиеся уделили обсуждению возможностей создания коммуникационных площадок на базе отраслевых центров технологического прогнозирования в области транспортных и космических систем, а также разработке дорожных карт развития космической индустрии.

С докладом «Форсайт-исследования как инструмент стратегического управления инновационной деятельностью: дорожная карта развития космической навигации» выступила Анастасия Еделькина, младший научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Она описала потенциал применения дорожных карт при формировании стратегии развития космического сектора и представила основные результаты Форсайт-проекта НИУ ВШЭ «Разработка пилотного проекта дорожной карты “Космическая деятельность России”» по направлению «Космическая навигация», выполненного в 2012 году по заказу ФГУП ЦНИИмаш.

Ввиду того что использование сигнала космической навигации в различных областях экономики играет все более важную роль, перед исполнителями проекта была поставлена цель создать комплексную картину развития космической навигации гражданского назначения в России до 2020 года. Предоставление сигнала космической навигации является общественным благом, поэтому расширение использования отечественной навигационной системы ГЛОНАСС должно поддерживаться прежде всего государством в рамках реализации общей инновационной политики. Результаты исследования указывают на необходимость разработки таких первоочередных мер по развитию системы ГЛОНАСС, как создание собственной компонентной базы и обеспечивающей инфраструктуры.

На секции были представлены результаты исследований молодых ученых МГТУ имени Н.Э. Баумана, ЦНИИмаш, МАТИ, Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина и других ведущих образовательных и исследовательских организаций отрасли.

 

Материал подготовили Константин Вишневский и Анастасия Еделькина