• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновации: новый общеуниверситетский факультатив

В апреле в Высшей школе экономики начинает работу новый общеуниверситетский факультатив «Наука, технологии, инновации: анализ, стратегии и политика», который будет читаться на английском языке ведущими зарубежными профессорами ВШЭ, а также рядом приглашенных специалистов.

Дирк Майснер
Дирк Майснер
Подробнее об учебном курсе, его структуре и особенностях рассказывает один из его авторов, заместитель заведующего Лабораторией исследований науки и технологий ВШЭ Дирк Майснер.

— Профессор Майснер, в чем заключается концепция нового факультатива? И почему его решено было запустить уже в текущем учебном году?

— Дело в том, что мы уже читали похожий курс на факультете государственного и муниципального управления ВШЭ в прошлом году и получили о нем великолепные отзывы от студентов. На курс тогда записалось около 120 человек, и по его окончании мы поинтересовались у них, хотели бы они, чтобы мы развивали курс дальше. Три четверти студентов ответили «да». Это первая часть истории. Вторая часть заключается в том, что Россия, как известно, находится на пути присоединения к Всемирной торговой организации, аффилирована со множеством других международных организаций и вообще тема инноваций занимает особое место в политической повестке дня. Мы полагаем, что сейчас самое время готовить наших студентов к этой проблематике, дать им некоторое понимание того, как управлять процессами, связанными с инновациями. Все об этом говорят, но очень важно не относиться к науке, технологиям, инновациям просто как к модным терминам, а реально знать, как с ними обращаться.

Университеты обычно предлагают два раздельных курса, один из которых охватывает в целом инновационную политику, а другой — инновационный менеджмент в компаниях. Проблема в том, что при таком разделении студенты не получают целостной картины. Они учатся либо инновационной политике в общем, либо специализируются на деятельности компании, в то время как инновационная политика может быть успешной, только если ты понимаешь, как работает компания, и наоборот. Вот почему мы хотим объединить на курсе студентов разных факультетов, которые представляют собой новое поколение policy makers, и научить их тому, как все это работает.

— Студентов каких факультетов вы надеетесь привлечь на курс? Он ориентирован только на магистров и аспирантов или на нем могут учиться и студенты бакалавриата?

— Мы практически не вводим ограничений на этот счет. Курс открыт для всех студентов Вышки. Он может быть особенно интересен студентам факультетов экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления, бизнес-информатики, мировой экономики и мировой политики и МИЭФ, но не только. Мы не ожидаем, что студенты, пришедшие на курс, будут обладать глубокими знаниями в сфере науки, технологий и инноваций. Мы прежде всего ожидаем, что они буду любознательны и открыты к новому, в том числе новым формам проведения лекций и семинаров. Разумеется, они должны иметь определенный уровень владения английским языком.

Возможно, на курс запишется весьма большое количество студентов, но это не станет помехой для проведения лекций. Это может сказаться на организации семинаров, но в любом случае мы хотели бы стимулировать студентов к групповой работе. Это значит, например, что кредиты будет получать не отдельный студент, а группа студентов, работавшая над решением той или иной проблемы.

— Каков объем курса, сколько лекций и семинаров он включает? И сколько кредитов он «стоит»?

— За наш курс мы даем в общей сложности 10 кредитов, которые поровну распределены между лекциями и семинарами. Общая продолжительность курса составляет примерно 100 академических часов. Первая его часть стартует в апреле и завершится в июне, а вторая часть будет проведена с сентября по декабрь 2012 года. Оба курса включают 34 лекции и около 20 часов семинарских занятий. Первый курс является более «общим», а на втором мы начнем исследовать тему более детально. Причем я хочу подчеркнуть, что присоединиться к нам в сентябре могут и новые студенты, не занимавшиеся на «весеннем» курсе. По его завершении не будет письменного экзамена. Принимая во внимание возможные языковые трудности, мы решили заменить его тестом с множественным выбором.

— Вы упомянули, что курс будет включать лекции и семинары нового типа. Что под этим имеется в виду?

— Действительно, мы используем новый подход к занятиям. Так, семинар будет предваряться одной или двумя лекциями на данную тему, после чего мы дадим студентам задание — конкретную проблему, решение которой они должны будут подобрать. Мы не хотим, чтобы они просто писали эссе. Мы хотим, чтобы студенты приготовили презентацию найденного ими подхода к решению реальной проблемы российской инновационной политики.

Другая важная вещь, касающаяся семинаров, заключается в том, что мы предлагаем студентам научное руководство. Раз в неделю или каждые две недели профессора будут проводить персональные консультации — либо в форме личной встречи, либо по телефону или электронной почте. Принцип такой: если студент отправляет нам электронное письмо с волнующим его вопросом, мы отвечаем ему в течение 24 часов, если это, конечно, не выходной день. Возможно, это звучит амбициозно, но мы уже прибегали к такому опыту раньше, и все срабатывало. Думаю, что так наше взаимодействие будет еще более креативным и конструктивным.

Лекции также будут иметь особые характеристики. Первые 70 минут мы будем рассказывать о теории, представлять примеры из международной практики, а последние 10 минут каждой лекции будут посвящены России. Мы попробуем понять, применим ли данный международный опыт в российских реалиях. После лекции каждый студент получит по почте один-два коротких вопроса, ответив на которые, он представит свою точку зрения на этот счет. И следующая лекция начнется с обсуждения полученного нами фидбэка. Как видите, мы постараемся сделать лекции более интерактивными и перекинуть «мост» между теорией и практикой.

— Расскажите, пожалуйста, о преподавательском составе факультатива.

— Его ядро состоит из профессоров и исследователей международных лабораторий ВШЭ. Я могу назвать, например, заведующего Лабораторией исследований науки и технологий и бывшего руководителя отдела страновых исследований ОЭСР Жана Гине, заведующего Лабораторией экономики инноваций Яна Майлза, заместителя заведующего этой же лаборатории Томаса Гштраунталера. К нам приедут и зарубежные ученые, представляющие ведущие международные организации и университеты. Среди них будут исследователи из Университета Лунда (Швеция), из немецких университетов, а также ОЭСР. Окончательный список приглашенных лекторов нам еще предстоит согласовать.

— Какое влияние на уровень коммуникации и взаимопонимания между профессорами и студентами оказывает тот факт, что курс читается на английском языке? О чем в этом плане свидетельствует ваш предыдущий опыт?

— На самом деле, у нас не возникало проблем в общении со студентами. Конечно, мы приняли некоторые меры, учитывая интересы тех из них, кто не так уверенно общается по-английски — на занятиях мы стараемся говорить чуть медленнее и не формулировать слишком длинные сентенции. Эти же обстоятельства мы приняли в расчет при составлении финального теста. Более того, на экзамене мы разрешаем студентам пользоваться словарями, но по понятной причине только бумажными, а не электронными. Такой подход, вкупе с более тесной взаимосвязью между лекциями и семинарскими занятиями, давал свои плоды, когда мы вели курс на факультете государственного и муниципального управления. Мы стали более открытыми и получили на выходе отличные результаты. Я надеюсь, что наш новый курс будет столь же успешен и результативен. Записаться на факультатив можно, обратившись к менеджеру Лаборатории экономики инноваций Ольге Максимовой по электронной почте ovmaximova@hse.ru, либо по телефону 772-95-90 (добавочный 17-15).

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ