• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Успех определяется не только деньгами

10 декабря в Высшей школе экономики прошло первое заседание Международного консультативного совета по стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года.

10 декабря в Высшей школе экономики прошло первое заседание Международного консультативного совета по стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года.

Сергей Зуев, Блэр Рубл, Леонид Гохберг и Андрей Шаронов на заседании Международного консультативного совета по стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года
Разработка стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года была поручена столичным правительством исследовательскому коллективу, представляющему Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и НИУ ВШЭ. Работа началась на площадках двух вузов летом 2011 года, к ней решено было привлечь и зарубежных экспертов.

Задачей Международного консультативного совета (МКС) по стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года является, в первую очередь, поиск новых идей, пионерных управленческих подходов и ноу-хау, и одновременно, критическая оценка имеющихся подходов и предложений с позиций междисциплинарного подхода и международного знания и опыта, накопленного в сфере развития крупных городов.

На заседании в ВШЭ заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов отметил, что стратегия должна стать продуктом, к созданию которого привлечены не только традиционные эксперты, но и «городские элиты», в том числе правительство и мэр Москвы. Андрей Шаронов признал, что власти города «устали» от негативного опыта разработки концептуальных документов, не находящих отражения в реализуемых городом программах и бюджете. По его мнению, значительная доля ответственности лежит и на городском правительстве, которое должно проявлять «политическую волю» для реализации необходимых Москве стратегических проектов. Международных экспертов и российских участников заседания Андрей Шаронов призвал быть «не слишком политкорректными» в выражении своих взглядов на проблемы.

О том, что стратегия должна содержать набор стратегических мер и механизмов, которые бы позволили «в конкретные периоды времени выстраивать тактику действий при ответе на сложнейшие вызовы, стоящие перед городом», говорил на встрече первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг. По его словам, от членов МКС, в состав которого входят исследователи и практики в сфере городского развития и планирования, инновационной политики, гражданского общества и государственного управления, российские эксперты ждут «идей, честной и открытой критики и конкретных предложений по рассматриваемым проблемам».

Декан Института государственной политики и прикладных гуманитарных исследований РАНХиГС Сергей Зуев, заметил, что, хотя «в мире не существует универсальной модели, по которой можно было бы развивать большой город», есть и общие принципы существования мегаполисов. Нужно, например, помнить, что город формируется под влиянием разных групп интересов. «На предыдущем этапе развития Москвы площадок для их диалога не было», — полагает Сергей Зуев. По его словам, на первом этапе работы экспертам удалось зафиксировать несколько «разрывов и стратегических противоречий», характерных для нынешнего развития Москвы. Так, наблюдается разрыв между деловым статусом города (Москва занимает 18-е место в рейтинге мировых городов) и показателями качества жизни (лишь 70-е место). Очень высокая доля горожан с высшим образованием и научных кадров не соответствует структуре экономики и потребностям промышленности Москвы, экспортирующей, в основном, низкотехнологичную продукцию и нефтепродукты. «Москва сейчас присутствует на полутора глобальных рынках — углеводородном и отчасти рынке вооружений, — заметил Сергей Зуев и предложил «обострить проблему»: — Есть ли у Москвы ресурсы, чтобы войти еще и на другие рынки, например, на рынок аэрокосмических технологий? Должна ли Москва претендовать на статус мировой туристической столицы с сопутствующим сегментом деловых услуг? Может ли Москва войти на глобальный рынок образования? Я согласен с тем, что выбор стратегии подразумевает отказ от чего-то. Очевидно, что среди приоритетов мы должны определить ограниченное количество глобальных рынков, стратегических направлений, в которые нужно вкладывать все ресурсы».

С тем, что Москва не может «спекулировать социальной тематикой» и «раздавать всем сестрам по серьгам», искусственно поддерживая на плаву неэффективные производства, согласен и Андрей Шаронов. «Это, однако, не означает, что мы сегодня-завтра уничтожим какие-то отрасли», — добавил заместитель мэра. А глава столичного департамента финансов Вера Чистова отметила, что правительство не может прекратить субсидирование неэффективных предприятий, не обеспечив тысячам их работников адекватные рабочие места на других производствах или в иных сферах деятельности. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин уверен, что критерием присутствия тех или иных производств в Москве должна быть их грузоемкость — в городе нельзя сохранять предприятия, создающую слишком большую нагрузку на и без того слабую транспортную инфраструктуру столицы.

Леонид Гохберг обратил внимание на отсутствие у правительства Москвы собственной инновационной политики. Первый проректор ВШЭ считает необходимой разработку «дорожной карты» по структурному изменению городской промышленности и системы стимулов и ограничений, способствующих замещению отсталых производств инновационными. Зарубежные эксперты в связи с этим отметили, что необходимо развивать не конкретные инновационные производства, а создавать условия и институты для поддержки инновационной активности в целом. Создание инновационной среды поможет соединить научный и образовательный потенциал Москвы с реальным сектором, а также обусловит спрос на квалифицированные кадры и запустит социальные лифты.

Именно уровень развития человеческого капитала определяет успех стратегии развития современного мегаполиса, уверены члены МКС. Профессор Института IC2 Университета Техаса в Остине Дэвид Гибсон, вспоминая опыт превращения провинциального Остина в крупный технологический центр, подчеркнул важность разработки мер по «привлечению, удержанию и взращиванию талантов» в современном городе. Будущее Москвы будет определяться тем, сможет ли она стать «молодым, умным городом». Профессор Венского университета MODUL Харви Голдстайн, в свою очередь, отметил необходимость совместных усилий и участия в стратегии представителей всех «стейкхолдеров» и, как следствие, развитие социального капитала Москвы. Схожие оценки высказали и другие члены МКС, принимавшие участие в заседании, среди них — генеральный директор международной лаборатории программы «большой Париж» Бертран Лемуан, почетный научный сотрудник Оксфордского университета Кэрол Леонард, профессор Дельфтского технического университета Петер Болхувер.

«Для нас участие в разработке стратегии развития Москвы — интригующий вызов, — отметил председатель МКС, директор Института Кеннана Международного научного центра Вудро Вильсона Блэр Рубл. — Важно понимать, что успех стратегии определяется не только деньгами, которые вы готовы в нее вложить. Через все трудности, с которыми сталкивается российская столица, проходили другие крупные мировые города. Я надеюсь, что эта встреча и подходы, предложенные на ней, помогут демифологизировать проблемы Москвы, помогут осознать, что они не уникальны».

Члены МКС, а также руководство ВШЭ и РАНХиГС во главе с ректорами Ярославом Кузьминовым и Владимиром Мау в этот же день встретились с мэром столицы Сергеем Собяниным. На встрече мэр рассказал о взглядах правительства Москвы на существующие в Москве проблемы развития и направления их решения. Он рекомендовал разработчикам Стратегии и международным экспертам обратить внимание на поиск конкретных ответов на существующие для Москвы глобальные вызовы и эффективных механизмов решения проблем.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука