• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Соколов о профессорах будущего

Новый сезон подкаста «По статистике», который создают студенты Высшей школы экономики с отделом научных коммуникаций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, открывается выпуском «Профессора будущего». Его герой — директор Форсайт-центра и заместитель директора ИСИЭЗ, ординарный профессор Высшей школы экономики Александр Соколов — делится своим почти тридцатилетним опытом изучения будущего и рассказывает о главных инструментах и практиках форсайт-исследований.

Александр Соколов о профессорах будущего

ПОСЛУШАТЬ ПОДКАСТ

В ПОДКАСТЕ ЗВУЧИТ ЦИТАТА ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА

Кто такой Герберт Уэллс? Что за цитата?

Герберт Джордж Уэллс (Herbert George Wells) — английский писатель и публицист, первым употребил термин «форсайт» и заговорил о необходимости профессионального прогнозирования эффектов от внедрения новых технологий.

Упомянутая в подкасте цитата впервые прозвучала в эфире Би-Би-Си 19 ноября 1932 года:

’It seems an odd thing to me that though we have thousands and thousands of professors and hundreds of thousands of students of history working upon the records of the past, there is not a single person anywhere who makes a whole-time job of estimating the future consequences of new inventions and new devices. There is not a single Professor of Foresight in the world. But why shouldn’t there be? All these new things, these new inventions and new powers, come crowding along; every one is fraught with consequences, and yet it is only after something has hit us hard that we set about dealing with it’.

Ее перевод:

«Кажется странным, притом что свидетельства прошлого у нас изучают тысячи и тысячи профессоров и сотни тысяч студентов-историков, что нигде ни одна живая душа не занимается (полный рабочий день) профессиональной оценкой будущих последствий новых изобретений и новых устройств. В мире нет ни одного профессора по форсайту. Почему так не должно быть? Разве форсайт не важен так же, как история? Нас всё больше и больше окружают новые вещи, изобретения и средства производства, и все они таят последствия, реагировать на которые мы начинаем, лишь когда нас сильно заденет».

ТАЙМКОДЫ ЭПИЗОДА

открыть:

0.00 — 1.50 Есть историки и археологи — они изучают прошлое. А кто изучает будущее? Представление ведущего, подкаста, эксперта в студии.

1.51 — Что такое форсайт? Его отличие от других видов прогнозирования и предсказаний.

3.22 — Инструменты форсайта. Четыре угла «форсайт-ромба»: методы работы с экспертами, креативностью, интерактивностью, доказательностью.

14.09 — Как выглядят результаты форсайт-проектов? Примеры из портфолио Форсайт-центра Вышки.

17.51 — Что интересует заказчиков форсайт-исследований? Об упущенной выгоде крупных корпораций.

21.50 — На какой срок строятся форсайт-прогнозы. Отраслевые нюансы.

22.43 — Ключевые термины форсайта. Роль таинственного стейкхолдера в развитии кампусов Вышки.

24.01 — О динамике интереса к форсайту со стороны общества и академии. Разные подходы США и Канады к принятию государственных решений с опорой на форсайт.

26.45 — Об истории Международного научно-образовательного Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и некоторых его ключевых проектах, в том числе международных.

29.40 — Как оценить успешность форсайт-проектов?

31.00 — Как планирует свой рабочий день (неделю, месяц, год) профессор будущего Александр Соколов?

33.33 — Насколько далеко в будущее заглядывает профессор форсайта для себя? О личных практиках долгосрочного планирования.

35.37 — Куда пойти учиться желающим стать форсайт-исследователем? О форсайт-подготовке на магистерской программе ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий, инноваций».

38.11 — Комментарии Александра Соколова к комментариям студентов московских вузов о будущем (студентов можно услышать в трейлере к выпуску).

39.44 — Как сочетаются сценарии в форсайтах с описанными в утопиях и антиутопиях?

42.20 — Наставления профессора форсайта студентам: какие компетенции будут востребованы в следующие 10 лет.

44.52 — Прогноз ведущего Влада Цоя о том, как аудитория воспримет услышанное в подкасте.

7 ТЕЗИСОВ О ФОРСАЙТЕ

Форсайт и классическое прогнозирование

Люди пытались прогнозировать всегда. Если речь шла о прогнозировании неких индикаторов, строили какие-то большие модели. Но оказалось, что эти модели, как правило, не работают. Во-первых, модели — это всегда упрощение; во-вторых, всегда строятся для существующих ситуаций или для вчерашнего дня. После определенного разочарования в прогнозировании в классическом смысле слова (по-англ. forecast) возник форсайт (по-англ. foresight «взгляд в будущее»).

Суть форсайта

Форсайт исходит из следующих предпосылок: во-первых, возможных вариантов будущего много, и выбор оптимального зависит от действий людей. Во-вторых: чтобы лучше представлять варианты будущего, нужно привлекать различных стейкхолдеров, то есть людей, которые в первую очередь лучше всего разбираются в той или иной области, во вторую — от кого в этих областях зависит принятие решений. Собравшись вместе, стейкхолдеры определяют и договариваются о том, какой вариант будущего наиболее предпочтителен и разделяем всеми, а дальше важно выстроить систему мер по достижению этого варианта будущего.

Методы исследований будущего

Существуют десятки методов форсайта. «Любой метод, который окажется нужным и полезным, можно встраивать в форсайт-исследование». Наглядную категоризацию методов в виде так называемого «форсайт-ромба» предложил Рафаэль Поппер, исследователь из Университета Манчестера и Технического исследовательского центра Финляндии VTT. Первый угол образуют методы работы с экспертами (экспертные опросы по методу Дельфи, экспертные панели, мозговой штурм, др.). Второй — методы активизации креативности участников, включая работу с научной фантастикой, «джокерами», или wild cards, формирование сценариев. Третий — методы побуждения к общению друг с другом, стимулирование интерактивности. Четвертый — методы, обеспечивающие доказательность результатов форсайт-исследований.

Горизонты прогнозирования

«Форсайт начинается с того момента, когда заканчивается планирование. То есть, вы планируете на год, на два, а начиная с третьего года — это уже в какой-то степени форсайт. Горизонт форсайт-проектов обычно 5-10-15 лет, иногда — 20, бывают прогнозы очень общего характера до 2100 года. Для каких-то быстро меняющихся областей, как ИТ, горизонт прогнозирования ближе; для таких областей, как энергетика, где перемены происходят довольно медленно, горизонт более длинный».

Как стать форсайт-исследователем?

Для этой работы не столь важно, по какой дисциплине диплом, важнее уметь следить за трендами. «Конечно, хорошо иметь образование в области естественных наук, математики. Я сам по образованию математик, моя диссертация была посвящена теории вероятностей, математической статистике. В Форсайт-центре многие с экономическим образованием».

Задумываться о будущем. Зачем?

Строя планы на будущее, человек увеличивает вероятность того, что его жизнь будет счастливее и успешнее. О будущем желательно думать системно, расширять горизонт планирования (его сроки), спектр направлений (дом, семья, работа и др.) и включать в планы всех значимых стейкхолдеров (близких, друзей, людей, с которыми вы работаете, др.). «Если вы будущим не интересуетесь, оно заинтересуется вами. И может в негативном смысле».

Портфель компетенций востребованного специалиста будущего

а) безусловная способность постоянно учиться и переучиваться, осваивать новые сферы деятельности, быть готовым даже к радикальным переменам в карьере;

б) навыки анализа, логического мышления, работы с данными, в частности с Big Data;

в) безупречное владение русским языком: «Очень многие утрачивают навык владения русским языком. А это ключевой момент, который будет человека отличать от машины, если искусственный интеллект будет вытеснять людей из все больших видов деятельности»;

г) владение несколькими иностранными языками (кроме английского, желательно знать китайский).

НАД ПОДКАСТОМ РАБОТАЛИ

Открыть:

Влад Цой, ведущий

 Дмитрий Кальченко, саунд-директор

 Артем Павлов, исследователь, редактор

  Альбина Ахатова, продюсер, вспомогательные монтаж и редактура

  Елена Гутарук, руководитель проекта, зав. отделом научных коммуникаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

 

Подкаст записан в студии медиацентра ФКМД НИУ ВШЭ

Использованы иконки с сайта flaticon.com

ПОСЛУШАТЬ ДРУГИЕ ВЫПУСКИ ПОДКАСТА