Лилиана Проскурякова о четырех сценариях развития возобновляемых источников энергии для России
С начала 2000-х годов в энергетике происходит одновременно несколько важных технологических процессов: развитие робототехники и средств индивидуального производства в сочетании с применением новых материалов и материалов со специальными свойствами приводит к быстрому изменению характеристик промышленного и энергетического оборудования в сторону повышения эффективности, снижения негативного воздействия на окружающую среду и удешевления. Во всех областях растет сложность оборудования, которая обеспечивает повышение эффективности.
«Мы не настолько богаты, чтобы переплачивать за тепло и электричество» — так считают в Германии, Норвегии, Кувейте, Китае и во многих других странах, которые стремительными темпами переходят на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
Время экономить: проекты в России
Не секрет, что ископаемые энергоресурсы экономически оправданно добывать и использовать благодаря масштабным государственным субсидиям, объем которых по всему миру Международный валютный фонд (МВФ) оценил в $10 млн в минуту (или $5,3 трлн в 2015 году). Эти огромные деньги идут на поддержание должного уровня разведки и эксплуатации месторождений, ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, развитие громоздкой инфраструктуры.
Кризис — время экономить и повышать эффективность. Российские компании в последнее время начали более внимательно присматриваться к возобновляемым источникам. К примеру, Росатом планирует заняться строительством ветроэнергетических установок и инвестировать в этот бизнес 83 млрд руб. в 2018-2020 годах.
До конца года компания «Хевел» (совместное предприятие ГК «Ренова» и ОАО «Роснано») построит 70 МВт солнечной генерации, что составит примерно треть от всего объема новых вводов солнечной генерации, запланированных инвесторами на 2016 год.
Несмотря на то, что ветер и солнце остаются наиболее популярными источниками ВИЭ (в России и за рубежом), огромный коммерческий интерес представляет переработка мусора. Объем твердых бытовых отходов и отходов деятельности водоканалов в России равен территории двух небольших европейских стран.
Есть в России и уникальные разработки в области ВИЭ, которые пока не применяются нигде в мире. Речь идет о петротермальной энергетике — использовании тепловой энергии «сухих» горных пород земной коры для доставки ее на поверхность (с минимальными потерями) и последующей выработки электроэнергии и тепла.
Особенностью этих технологий является необходимость высокоскоростного бурения очень глубоких скважин (6-12 км), где температура может достигать 300 градусов Цельсия, что требует жаропрочных материалов и оборудования. Это направление разрабатывается в России Фондом поддержки освоения и развития петротермальной энергетики «Термолитэнерго»: уже подписаны соглашения почти с 50 субъектами РФ, планируется строительство первых станций.
Сценарии развития
Как будут развиваться в России направления ВИЭ, наиболее разработанные в мире: солнечная, ветровая энергетика и биоэнергетика? Ответ на этот вопрос могут дать сценарии развития ВИЭ в России, разработанные НИУ ВШЭ при поддержке Группы компаний «Ренова».
Четыре возможные траектории развития ВИЭ в России в перспективе до 2035 года сформированы с учетом анализа глобальных тенденций и факторов неопределенности, их последствий для российской энергетики, а также прогнозов развития энергетики, разработанных научными и аналитическими центрами и международными организациями.
«Новый энергетический уклад 3Д»
В благоприятном для России сценарии «3Д» (диверсификация, децентрализация, дезинтермедиация) предполагается стабильное развитие российской экономики (в том числе благодаря повышению мировых цен на углеводороды), диверсификация ее структуры, благоприятная политическая обстановка, улучшение инвестиционного климата и обеспечение доступа компаний энергетического сектора к финансовым ресурсам и новым технологиям на международном рынке, что обеспечит последовательное технологическое развитие российской возобновляемой энергетики.
Применительно к отраслевым реформам речь может идти об изменении структуры российских нефтегазовых компаний. Эта траектория развития характеризуется устойчивым ростом ВВП России и наращиванием инвестиций в основной капитал и «зеленые» технологии. Она приведет к следующим эффектам:
- рост объемов строительства объектов генерации на основе ВИЭ для централизованного, группового и индивидуального энергоснабжения;
- реализация кластерных проектов освоения территорий с комплексным энергообеспечением на возобновляемых и местных источниках энергии;
- применение и совершенствование эффективных технологий преобразования энергии возобновляемых источников в электричество, тепло и холод, биотопливо, а также накопление энергии;
- повышение физической и финансовой доступности энергии для населения;
- улучшение экологической и климатической обстановки, повышение качества жизни и здоровья населения;
- рост занятости населения в новых секторах;
- изменение модели мобильности населения;
- повышение экспортного потенциала наукоемкой продукции.
Успешное проведение реформ ТЭК, направленных на демонополизацию сектора, дезинтермедиацию (устранение избыточных посредников) и повышение доли децентрализованного производства и потребления энергии во многом зависит от полноты передачи полномочий по ключевым вопросам управления энергетическим cектором (тарифная политика, формы управления инженерной инфраструктурой) на муниципальный уровень.
Задача децентрализации тесно связана с задачей регионализации деятельности участников децентрализованного энергоснабжения с целью повышения их эффективности за счет экономии от масштаба. Решение этой задачи также предполагает построение эффективных межмуниципальных горизонтальных связей и разработку программ и проектов энергоснабжения, управления энергокомплексами централизованного, распределенного и индивидуального типа с использованием ВИЭ.
«Опора на экспорт углеводородов»
Предполагается, что структурные реформы при реализации этого сценария проведены не будут. Эта траектория развития предполагает продолжение трендов, имевших место в 2015 и 2016 годах.
Необходимой частью сценария «Опора на экспорт углеводородов» является смена политики принудительного импортозамещения (посредством запретительных мер, пошлин и квот) на политику встраивания российских производителей в мировые цепочки добавленной стоимости, в том числе в области энергетики.
Удешевление энергетического оборудования — насущная необходимость для развития российской энергетики. Это удешевление может быть достигнуто за счет последовательной локализации производства в сотрудничестве с иностранными производителями, лидирующими в своих областях. Российская энергетика не сможет повысить привлекательность такой локализации без проведения реформ в секторе, включая демонополизацию, повышение конкуренции на внутреннем рынке газа, реформу теплоэнергетики, реформу тарифного регулирования.
Важным условием данного сценария является постепенное снятие внешних и внутренних ограничений на поставки технологий и оборудования, поскольку в технологически сложных отраслях, таких как энергетика, развитие связей с индустриально развитыми странами является безальтернативным. При низкой существующей степени технологической сложности российской промышленности выстраивание альтернативных зарубежным изолированных производств предъявляет исключительно высокие требования к финансовым и людским ресурсам, а также качеству корпоративного управления и планирования.
«Худший прогноз сбывается»
В силу особенностей налогообложения компаний нефтегазового сектора в России основные потери от снижения цен на нефть в 2015 году легли на государственный бюджет, однако в дальнейшем стоит ожидать увеличения налогового бремени и на сами компании. Эти тенденции определяют сценарий «худшего прогноза».
Вслед за падением цен вероятно падение объемов добычи нефти в Российской Федерации. До 2015 года программы перспективного развития в энергетике включали задачу обеспечения стабильной ежегодной добычи нефти с газовым конденсатом в объеме 525 млн т (Энергетическая стратегия РФ, 2015).
Аналогичным образом прогнозировался и рост добычи газа до уровня 821-885 млрд куб. м в год к 2035 году. Однако новые рыночные и экономические условия заставили скорректировать прогнозы: через 20 лет падение добычи нефти в РФ может составить до 46% (Министерство энергетики РФ, 2015).
ВИЭ не будут оказывать значимого влияния на добычу нефти в ближайшие десятилетия: до массового перехода на электромобили с одновременным кратным ростом доли ВИЭ в энергобалансе влияние ВИЭ на рынок нефти и нефтепродуктов будет второстепенным.
Учитывая существенное отставание научно-технологического развития в различных секторах российского топливно-энергетического комплекса, основная опасность описываемого сценария состоит в невозможности перехода на новый технологический уровень. Сокращение технологического импорта из развитых государств в сочетании со снижением промышленного производства и научно-технической изоляцией может привести к задержке технологического развития и отставанию, которое будет тяжело сократить.
Применительно к ВИЭ в России сценарий «Худший прогноз сбывается», предполагающий постепенное ухудшение экономических показателей, будет означать последовательное сокращение программ развития «зеленой» энергетики и в среднесрочной перспективе их фактическую заморозку как минимум до выхода на сценарий «Централизованная диверсификация».
«Централизованная диверсификация»
Основными предпосылками четвертого сценария являются истощение дешевых запасов углеводородов и существенное падение мирового спроса на эти продукты, что потребует диверсификации как углеводородных отраслей экономики в сторону глубокой переработки и получения широкой номенклатуры продуктов высокого передела с высокой устойчивой добавленной стоимостью, так и сектора энергетики в сторону развития ВИЭ, для снижения тарифной нагрузки на конечного потребителя и дотационности энергетического сектора, зависимости тарифов от волатильности цен на углеводороды, повышения доступности энергии для конечного потребителя.
В рамках данного сценария государство определяет целевые индикаторы и зоны для развития энергоснабжения на возобновляемых источниках энергии. В соответствии с индикаторами развития отрасли и существующим законодательством к 2020 году с использованием технологического трансфера будут созданы промышленные конгломераты по серийному производству современного оборудования с производительностью не менее 500 МВт в год — ветроэнергетика, 270 МВт — солнечная энергетика, 159 МВт — гидроэнергетика.
Для решения поставленных задач потребуется совершенствование структуры управления этим сегментом энергетической отрасли. Предусматривается создание Федерального агентства по ВИЭ — органа исполнительной власти, формирующего и реализующего государственную политику в области ВИЭ и наделенного бюджетом для реализации мероприятий этой политики.
Будут определены существующие и при необходимости сформированы новые госкорпорации, в чьи функции будут включены вопросы развития научно-технической и технологической базы разработки и производства инновационного наукоемкого основного и вспомогательного генерирующего оборудования на основе ВИЭ, а также реализация международного научно-технического сотрудничества в этой области.
Ряду компаний ТЭК, включая компании нефтегазового комплекса, будет поручено диверсифицировать свою деятельность, внедряя ВИЭ для энергоснабжения собственной основной деятельности, регионов своего присутствия, а также для освоения новых территорий. Планируется реструктуризация ряда компаний ТЭК и создание новых «зеленых» генеририрующих госкомпаний.
К примеру, энергомашиностроение уже значительно отстает от существующего уровня техники в области парогазовых циклов, где достигнуто КПД на уровне 60% на современных проектах коммерческих электростанций.
Автор: Лилиана Проскурякова, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Источник: ИТАР-ТАСС
Лаборатория исследований науки и технологий: Ведущий научный сотрудник